Жилье, 25 апр 2017, 14:21

Треть всех торговых центров Москвы требует перестройки

Доля проблемных объектов будет увеличиваться и к 2020 году вырастет до 40%, прогнозируют аналитики
Читать в полной версии
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

​Почти треть (29%) всех торговых центров Москвы требует редевелопмента — в общей сложности речь идет о 0,7 млн кв. м торговой недвижимости. К такому выводу пришли эксперты международной консалтинговой компании Knight Frank. В ближайшее время доля подобных объектов будет увеличиваться и к 2020 году достигнет 40%, прогнозируют аналитики. В компании CBRE «РБК-Недвижимости» эту тенденцию подтвердили, однако точные цифры назвать затруднились.

Всего, по оценке Knight Frank, в Москве насчитывается около 6 млн кв. м торговых площадей, из них 2 млн кв. м введены до 2008 года, а 3,9 млн кв. м — позднее. Торговые центры, построенные свыше десяти лет назад с оглядкой на еще более ранний западный опыт, продолжают устаревать и требовать определенных обновлений, указывает руководитель отдела ретейл-консалтинга департамента торговых площадей компании JLL Полина Жилкина.

«Условно можно выделить две группы действий — реконцепцию и редевелопмент. Реконцепция предполагает, в основном, «неосязаемые» изменения, в частности в составе арендаторов, имидже и маркетинге объекта. Редевелопмент подразумевает существенные изменения в конструкции здания, например надстройку, строительство новой фазы, значительное изменение планировок на этаже, создание атриума, перенос эскалатора и так далее», — отмечает она.

По оценке Knight Frank, от 5% до 20% торговых площадей, ежегодно выходящих на российский рынок, устаревает уже на момент ввода в эксплуатацию. Основная проблема — в низком качестве управления такими объектами. «В кризис, когда обороты ретейлеров падают, торговые центры быстро теряют арендаторов и посетителей. Очень часто, для того чтобы выжить, необходимо полностью поменять концепцию проекта, а значит, где-то перестроить здание, где-то нарастить или, наоборот, сократить торговые площади, привнести новые функции, иначе говоря — вложить дополнительные деньги. Сейчас на это решаются немногие собственники», — говорит заместитель директора отдела исследований рынка CB Richard Ellis Оксана Копылова.

От активных действий владельцев торговых центров удерживает недостаток опыта, объективные сложности с оценкой сроков возврата инвестиций в редевелопмент и отсутствие продуманной стратегии, соглашается с ней директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Александр Обуховский. По прогнозу аналитика, в ближайшие годы на столичном рынке появятся фонды, которые будут приобретать торговые центры для дальнейшего редевелопмента.

Главное