Мнения, 30 дек 2016, 10:14
Денис Ромодин

Декорации для сказки: архитектура в кино и мультфильмах

Читать в полной версии

В советской кинематографии и анимации есть особенные элементы — это декорации и фон, которые создавали отечественные художники. И важное место среди них занимают сказки. Именно в них проявился талант в создании выдуманной сказочной архитектуры, которую художники часто черпали из работ Васнецова, Билибина, Малютина, Шехтеля и др. Все эти деревянные терема из иллюстраций надо было переложить в кинодекорации и сделать их почти живыми.

Эту работу начал режиссер Александр Роу, снявший свои замечательные фильмы-сказки, в которых удалось создать яркие сказочные образы героев, природы и архитектуры.

Кадр из к/ф «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

В фильме «Морозко», вышедшем на экраны в 1964 году, художники создали интерьеры в духе русского национального романтизма в заключительных сценах фильма, а теремок Морозко — яркое отражение деревянной архитектуры рубежа XIX–XX веков.

Кадр из к/ф «Снегурочка». Режиссер П. Кадочников. 1968 год

Тогда же, в конце 1960-х, Павел Кадочников начал съемки фильма-сказки «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Островского из цикла «Весенние сказки». Для съемок «Ленфильм» выбрал живописные пейзажи на реке Мера в Островском районе Костромской области, что было не случайным — природа, которую так любил Островский, и находящееся рядом имение драматурга, в 1960-х годах ставшее музеем и домом творчества актеров. Тогда на берегу реки были выстроены настоящие избы-домики, декорированные масштабными сказочными украшениями. После съемок домики некоторое время так и стояли на своих местах, пока их не перевезли в Кострому. Это единственные сохранившиеся натурные декорации, на которые можно и сейчас полюбоваться.

Кадр из м/ф «Волк и семеро козлят». Режиссер П. Носов. 1957 год

Творчество художника Сергея Малютина и архитектора Федора Шехтеля отображено в анимационных лентах, таких как «Волк и семеро козлят» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Кадр из м/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Режиссер И. Иванов-Вано. 1951 год

В этих мультипликационных фильмах художникам удалось прекрасно передать фактуру сказки и архитектуру, в которой переплелись мотивы национального русского зодчества, модерна и выдуманных сказочных мотивов.

Кадр из м/ф «Дом для Кузьки» Режиссер А. Зябликова. 1984 год 

К сожалению, впоследствии, в 1970–1980-х годах, это искусство постепенно утратилось, хотя некоторые анимационные ленты прекрасно передали дух эпохи. Например, в мультипликационном фильме «Дом для Кузьки» (1984) можно увидеть снос старой деревянной застройки и новые многоэтажные дома с почти точным воспроизведением всех элементов квартиры начала 1980-х годов.

Кадр из м/ф «Варежка». Режиссер Р. Качанов. 1967 год

А в «Варежке» (1967) показаны индустриальное домостроение и характерная для того времени стильная мебель, пусть и в кукольном исполнении.

Кадр из м/ф «Волшебное кольцо» Режиссер Л. Носырев. 1979 год 

В знаменитом мультипликационном фильме «Волшебное кольцо» художникам удалось соединить интерпретацию костюмов и быта начала XX века с традиционными сказочными мотивами и весьма популярным в то время интерьерным китчем у отдельных состоятельных граждан в СССР.

Кадр из кинофильма «Чародеи». Режиссер К. Бромберг. 1982 год

Поздний советский кинематограф не особо баловал оригинальными декорациями, когда дело касалось киноизложения русских народных сказок, а вот фильм «Чародеи» (1982) режиссера Константина Бромберга, снятый по сценарию братьев Стругацких, ярко отобразил интересные архитектурные объекты того времени.

Туркомплекс «Суздаль». Открытка издательства «Детская книга». 1981 год (Фото: из архива Д. Ромодина)

В фильме можно увидеть уникальный для того времени туристический комплекс в Суздале, который играл частично роль института волшебства и даже при помощи монтажа был помещен на не менее эффектную для конца 1970-х — начала 1980-х годов гостиницу «Союз» в Москве. А роль сказочных избушек опять же играли гостиничные дома на территории Покровского монастыря в Суздале, который в 1980-х годах был туристско-гостиничным комплексом с рестораном и баром. Было это сделано не случайно, так как студийные и натурные декорации специально не создавались, а было решено снимать натуру.

Артист Олег Попов в Никольской (Глотовской) церкви на ТВ-съемках в Суздале. 1968 год (Фото: Вячеслав Ун Да-син/Фотохроника ТАСС)

Но где можно было найти сказочную архитектуру с современными мотивами в то время? Конечно, выбрали объекты инфраструктуры так называемого Золотого кольца, которые в 1970-х годах стилизовали под русский народный стиль, так как типовые и безликие гостиницы первого этапа создания этого туристического маршрута оказались неудачными. Кстати, как утверждают сами авторы этих проектов, они основывались на творчестве русских архитекторов второй половины XIX — начала XX века и тех же кинематографических и анимационных художников. Вот так сказочная русская народная архитектура сошла с экранов в реальность.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах
Денис Ромодин москвовед, историк архитектуры
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное