Мнения, 08 ноя 2005, 13:32

М.Касьянов: "Я дал России ипотеку"

Основным политическим событием завершившейся недели в регионе стал двухдневный визит в Самару экс-председателя Правительства РФ Михаила Касьянова. Через год после отставки и работы в сфере бизнес-консалтинга политические амбиции бывшего премьера вновь повысились до былого градуса. Однако история показывает, что вернуться на Олимп власти из небытия удавалось лишь единицам.
Читать в полной версии

Пожалуй, основным политическим событием завершившейся недели в регионе стал двухдневный визит в Самару экс-председателя Правительства РФ Михаила Касьянова. Герой до сих пор не отшумевшего скандала вокруг незаконной приватизации госдачи в Сосновке-4 и вместе с тем потенциальный кандидат на пост Президента РФ на будущих выборах, он практически исчез с политического горизонта России в 2004 году. Похоже, что через год после своей отставки и работы в сфере бизнес-консалтинга политические амбиции бывшего премьера вновь повысились до былого градуса. Однако история показывает, что вернуться на Олимп власти из небытия удавалось лишь единицам. Об этом и многом другом рассказал М.Касьянов в интервью Игорю Никольскому.

- Михаил Михайлович, вы в Самаре и нашей области впервые...

- Да, раньше мне этот регион посещать не приходилось. И все потому, что Самарская область всегда была территорией благополучной, во многом передовой, управляемой, ярким и значимым на уровне Федерации лицом. Мне же как председателю Правительства РФ приходилось выезжать туда, где существовали какие-либо проблемы. И приходилось их видеть и чувствовать, наверное, более чем кому-либо другому, ощущать тот негатив, который год от года рос как в управлении страной и проведении рыночных реформ, так и в реакции населения. Последовавший после отставки год работы в области консалтинга еще раз убедил меня в том, что во многом страна живет в искаженной реальности, движется не совсем правильным путем, имея подчас все более усиливающиеся антидемократические тенденции.

Ясно, что необходимо предпринимать конкретные и срочные шаги для исправления ситуации, коррекции внутри - и внешнеполитического и экономического курсов. Россия во многом достаточно резко начала менять свой курс – и отнюдь не в правильном направлении. Нас буквально вталкивают в режим "полусоветского полусоюза". С другой стороны, во многих и многих регионах народ уже потерял веру в перемены, в лучшее и как бы "впал в спячку". И я решил вернуться на политическую арену, осознавая свой опыт и ответственность перед страной и ее народом.

Сейчас в моих планах совершить ряд поездок по регионам страны, с тем чтобы реально на местах узнать, что волнует россиян, чем они «дышат», как относятся к положению в стране, к шагам президента и правительства. Как бы восполняя пробелы прошлого и отдавая дань месту региона в жизни России, решил начать с Самары и области.

- Ваши первые впечатления от общения с представителями общественно-политических движений, промышленниками, молодежью и студентами?

- Знаете, я был буквально поражен уровнем интереса, пониманием проблем и "болевых точек", которые они проявили. Поверьте – он очень высок! Что лишний раз говорит о том, что настоящая жизнь в стране происходит за пределами Садового кольца, не в Москве. Особенно меня удивили студенты. Когда я выступал перед аудиторией вашей строительной академии, у меня было полное впечатление, что вопросы задают не молодые девушки и юноши, а я присутствую на заседании Совета министров и правительства страны с той только разницей, что глубина интереса была выше и нагляднее... выстраданнее, что ли. Особенно это касалось наиболее острой для молодежи проблемы – жилищной.

- К ней и обратимся. Какова ваша оценка шагов, предпринимаемых руководством страны, для решения задачи обеспечения граждан доступным жильем и – неразрывно с этим – ваше отношение к реформе ЖКХ?

- О реальном положении дел здесь приходится говорить, во многом прибавляя слово "к сожалению". И это очень больная тема для нас всех. Может, кто не знает, но основные направления программы "Доступное жилье", как и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, родились во второй половине 90-х годов в недрах Союза правых сил. Считаю, что большинство заложенных тогда установок актуальны и сейчас. Живое их воплощение началось тогда, когда я возглавил Правительство Российской Федерации. Это касается и внедрения механизма ипотечного кредитования, и улучшения работы строительного комплекса, и реальных сдвигов в реформировании ЖКХ. Все вопросы по внедрению ипотеки, реформе коммунальной сферы, разработке соответствующей нормативной базы решались моим кабинетом министров. Сейчас мне совершенно очевидно, что принятые в то время решения являются абсолютно жизнеспособными. И в несколько модернизированном виде только сейчас начинают воплощаться в жизнь.

Однако самое тяжелое время на пути от идеи к воплощению пришлось именно на 2000 – 2004 годы. Не все сейчас гладко и однозначно – буксует и малодоступна пока ипотека, стройкомплекс развивается темпами, далекими от необходимых, но есть и позитив. В первую очередь, создана законодательная база. Другой вопрос, как она работает в отдельных случаях. Позитивный расчет здесь и на разграничение полномочий между ветвями власти, проводимую административную реформу.

- Когда принимали известный «пакет 27-ми», на высшем уровне много говорили о том, что сейчас главное - эти законы принять. А потом, по результатам их действия, вносить необходимые коррективы. Их необходимость сейчас не вызывает сомнений. Ваше мнение, Михаил Михайлович: что лучше – быстренько разрабатывать и принимать законы "к моменту" или же все-таки тщательно прорабатывать их проекты на основе уже наработанного опыта?

- Конечно, первые блины часто бывают комом. Однако вопрос все-таки шире: набраться опыта и "погодить" или же попытаться создать сразу действующее правовое поле на основе сложившихся представлений о том, что должно быть? Уже оставшаяся в прошлом во многом бандитская и несправедливая приватизация начала 90-х говорит о том, что лучше бы такое поле в этой области было – а его создали лишь ближе к концу века минувшего. Если мы говорим о жилищном строительстве, об обеспечении населения доступным и достойным жильем, о предоставлении ипотечных кредитов и развитии строительного сектора с точки зрения снижения рисков для всех участников этого сектора экономики, то тут учесть все раз и навсегда, видимо, малореально. Ответ на вопрос, как в известной поговорке о местонахождении истины, лежит скорее всего посередине. Где-то надо принимать "все и сразу" с последующей коррекцией и модернизацией по результатам применения, а где-то действительно можно подождать.

Я не вижу особого трагизма в том, что тот же принятый "пакет 27-ми" работает не в полную силу и где-то дает сбои. Шаг за шагом мы подойдем к нормальной, хорошо работающей нормативной базе. Главное, что мы научились такие законы писать, принимать, внедрять и применять на практике. А отвечая на этот вопрос расширенно, скажу, что создание такой законодательной базы может идти обоими путями, в зависимости от остроты проблемы и задачи.

- Уж куда острее иных проблема жилья для россиян...

- Это так. Однако было бы несправедливо всю ее перекладывать только на плечи государства, на бюджет страны. У нас, слава Богу, достаточно крупных предприятий и организаций, прочно стоящих на ногах. И почему бы им не посмотреть на опыт стран с развитой рыночной экономикой? Там достаточно сильно развит механизм так называемого корпоративного кредитования, когда крупные фирмы предоставляют своим сотрудникам ссуды на покупку машин, техники или того же жилья, страхуют жизнь и медицинское обслуживание... Причем на условиях куда более приемлемых, чем банковские. У нас, насколько я знаю, законодательно к этому нет никаких препон. Но это дело самих корпораций – государство здесь может регулировать нормы взаимоотношений разве что законом, но никак не управлением или даже администрированием. Другой вопрос, что можно создать такие условия, чтобы предприятиям и организациям стало выгодно предоставление таких корпоративных кредитов. Я думаю, к этому мы все подойдем уже в обозримом будущем.

- Сейчас много разговоров вокруг использования средств стабилизационного фонда. Почему бы их хоть частично не направить на развитие строительной отрасли, на смягчение условий ипотечного кредитования?

- Вопрос закономерный. Но тут надо дать несколько пояснений. Дело в том, что деньги стабилизационного фонда буквально "свалились с неба", являясь плодом резкого улучшения нефтяной конъюнктуры и роста цен на углеводородное топливо. И изначально планировалось, что средства фонда будут использоваться либо "на черный день", либо для скорейшего погашения кредитных обязательств перед мировыми организациями.

До последнего времени наличие фонда вместе с объемом золотовалютных запасов России служили весомым гарантом предоставления нам крупных займов. Однако в последнее время ситуация сильно изменилась к лучшему. Во-первых, страна расплатилась (и досрочно) с большей и наиболее трудной частью своего внешнего кредитного долга. А во-вторых, буквально на днях было объявлено, что объем запасов золота в стране превысил величину всего долга России. Это позволяет в самое ближайшее время пересмотреть концепцию использования золотовалютного фонда.

Думаю, ныне действующему правительству необходимо рассмотреть возможность инвестирования части стабилизационного фонда в здравоохранение и образование, обновление основных производственных мощностей, разного рода инвестиционные и инновационные проекты – равно как и в развитие строительной отрасли, улучшение условий ипотечного кредитования. В последнем случае можно будет говорить о существенных государственных гарантиях участникам рынка недвижимости.

Об авторах
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное