Городская недвижимость, 12 янв 2007, 09:56

Власти поделили историческую недвижимость

В многолетнем споре федеральных и столичных властей о праве владения московскими памятниками архитектуры поставлена точка. В самом конце 2006 года Владимир Путин принял поистине соломоново решение, фактически разделив объекты архитектурного наследия поровну: 519 из них будут находиться в собственности Москвы, в том числе и особняк на Тверской, 13, а остальные 544 (среди них - Дом Пашкова) останутся у государства.
Читать в полной версии

В многолетнем споре федеральных и столичных властей о праве владения московскими памятниками архитектуры поставлена точка. В самом конце 2006 года Президент РФ Владимир Путин принял поистине соломоново решение, фактически разделив объекты архитектурного наследия поровну: 519 из них будут находиться в собственности Москвы, в том числе и особняк на Тверской, 13, а остальные 544 (среди них - Дом Пашкова) останутся у государства.

Подписанные главой государства поправки в закон №73 "Об объектах культурного наследия РФ" вводят процедуру разграничения прав собственности центра и регионов на историческую недвижимость. В результате, в России появился правовой механизм, который позволит каждому региону заявить права на культурное наследие федерального значения. Вместе с тем, в Министерстве культуры и массовых коммуникаций полагают, что вопрос правообладания исторической недвижимостью останется актуальным только для первопрестольной. Большинство регионов России находятся на дотационном обеспечении центра, и содержание памятников городской архитектуры может оказаться не по силам местным бюджетам.

Противостояние столичных чиновников с федеральными властями о праве владения памятниками тянулось с 90-х годов: так, иски, оспаривающие перевод в собственность Москвы разных памятников, федеральные органы подают с 1993 года. В 2001 году Прокуратура Москвы в интересах Правительства РФ, Минимущества и Минкультуры подала в столичный арбитражный суд самый крупный иск к властям города. В нем оспаривалось постановление мэрии о регистрации в собственность столицы 943 зданий-памятников. В список попали Манеж, ГУМ, ЦУМ, здание мэрии на Тверской, Северный речной вокзал, Печатный двор, усадьбы "Коломенское", "Измайлово" и "Царицыно". Многие объекты в свое время реставрировали за счет городского бюджета, и столичные власти стремились завладеть теми объектами, в которые вкладывали деньги. Спор довел конфликтующие стороны до зала заседаний Конституционного суда.

Параллельно с этим работали так называемые согласительные комиссии, в состав которых входили представители Минкультуры, Минимущества и Департамента имущества Москвы. В октябре 2003 года после двухгодичных судебных разбирательств министерства подписали с правительством Москвы предварительное соглашение о разделе 943 памятников культуры федерального значения и договорились об отзыве из судов взаимных исков. Сообщалось, что стороны разрешили спор по памятникам-церквям и памятникам, в которых сейчас размещены федеральные структуры. "Они будут оформлены в федеральную собственность, и доходы от них будут поступать в госбюджет", – говорил тогда бывший министр культуры Михаил Швыдкой.

Однако судьбу 123 "спорных" памятников (в их числе ГУМ, ЦУМ, резиденция мэра на Тверской, 13, усадьбы "Коломенское", "Царицыно", Дом Пашкова, 1-я Градская больница) решить на тот момент не удалось. Чуть позже стороны согласовали три списка: в первый (862 объекта) вошли памятники, принадлежащие Москве. Во второй (372 объекта) – те, что находятся в федеральной собственности. В третий (258 объектов) – памятники, рекомендованные к передаче либо в городскую, либо в федеральную собственность. В каждом из этих списков обнаружились спорные объекты, которые после нескольких этапов переговоров также были поделены, но судьбу 121 объекта определить опять не удалось. Среди них были, как сказал мэр, "потрясающие куски собственности" – например, стена Китай-города с башней, здание МХАТ имени Чехова, усадьба "Виноградово" и даже родовое гнездо одного из действующих депутатов Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова в Брюсовом переулке.

Кроме того, формально стороны не только договорились о разделе памятников, но и согласились отозвать из судов взаимные иски. Правда, этого не произошло. В арбитражном суде рассматривался иск Минимущества и Минкультуры к столичной мэрии об отмене распоряжения правительства Москвы, которое оформляло более чем 800 зданий в собственность города, а в Конституционном суде – просьба проверить конституционность постановления Верховного совета "О разграничении государственной собственности в РФ", согласно которому все объекты историко-культурного наследия и художественные ценности, расположенные на территории России, отнесены исключительно к объектам федеральной собственности.

Весной 2006 года Конституционный суд приостановил производство по делу и рекомендовал Москве и федеральному центру договариваться. В результате, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин и Юрий Лужков в августе прошлого года подписали мировое соглашение. Вступающие в силу с января этого года поправки в закон "Об объектах культурного наследия РФ" закрепили достигнутые договоренности.

Так, в течение этого месяца столичные власти намерены передать в Правительство России для утверждения списки причитающихся им памятников. В перечень входят здание самой мэрии на Тверской, усадьба "Коломенское", Гостиный двор, Манеж, музей-заповедник "Царицыно", музеи-усадьбы "Останкино" и "Кусково", ГУМ и ЦУМ. Всего в списке 519 построек. "Мы будем иметь полное право на пятиста памятниках выполнять работы за счет средств городского бюджета. Это наша ответственность за содержание, воссоздание и сохранения этих памятников истории культуры", - заявил первый заместитель мэра в правительстве г. Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, озвучивая дальнейшие шаги столичного правительства. По его словам, в ближайшее время городские власти начнут разрабатывать целевую программу реставрации "своих" памятников. Затраты городского бюджета на капитальный ремонт объектов чиновник назвать затруднился, однако оговорился, что они будут измеряться миллиардами рублей.

Елена Прогонова

Главное