Городская недвижимость, 28 июн 2006, 10:58

Частные дома в Москве строить не будут

Конфликт вокруг частных домов, разгоревшийся в Южном Бутово, вновь привлек внимание общественности к теме московских деревень. Обычно московскими деревнями называют поселки с частными домами, которые изначально относились к Московской области, а в 80-е годы вошли в состав столицы. Однако, как известно, в Москве земля не продается – отсюда и возникли проблемы.
Читать в полной версии

Конфликт вокруг частных домов, разгоревшийся в Южном Бутово, вновь привлек внимание общественности к теме московских деревень. Обычно московскими деревнями называют поселки с частными домами, которые изначально относились к Московской области, а в 80-е годы вошли в состав столицы. Однако, как известно, в Москве земля не продается – отсюда и возникли проблемы. В московских поселках Южное Бутово, Кутузово, им. Ларина и других дома у людей находятся в собственности, а земля – нет. Поэтому в любой момент Правительство Москвы может издать распоряжение о том, что эти земли изымаются под строительство или иные городские нужды, а владельцы домов получают компенсацию в виде квартир в многоэтажных (зачастую панельных) домах в том же районе. Как правило, на месте московских деревень предпочитают строить также многоквартирные дома, а не коттеджи. Опрошенные "РБК-Недвижимостью" эксперты отвечают, что строить в Москве частные дома просто не выгодно: ведь в деревнях обычно нет коммуникаций, да и редкий покупатель согласится выложить несколько миллионов долларов за коттедж в Москве и при этом не получить землю в собственность.

Московские деревни – особый сегмент рынка жилой недвижимости столицы. Когда-то они входили в состав Московской области, однако в 80-х гг. было подписано соглашение о границе между Московской областью и Москвой, в результате чего ряд деревень вошли в состав столицы. Однако в то время собственности на землю в Москве не было вообще. Те же, кто остался в границах Московской области, получили тогда землю в собственность бесплатно. Показательным примером того, что происходит с московскими деревнями, является поселок им. Ларина. Как рассказывает управляющий директор "МИЭЛЬ-Недвижимость" Жанна Щербакова, ранее в поселке им. Ларина давали землю в пожизненное наследуемое владение летчикам-чкаловцам и их детям. По закону они могли взять эту землю либо в аренду, либо в собственность. Но так как по законам Москвы вся земля может находиться только в аренде, в течение шести лет недвижимость в этом поселке вообще не могла никаким образом отчуждаться, разрешения на строительство не давались, поскольку власти просили предоставить документы на землю. И только сейчас жители поселка начали оформлять права собственности. То же самое происходит в поселке Кутузово.

Особым сегментом рынка недвижимости являются садоводческие товарищества. Эти товарищества до 1998 года могли оформить свои земли и дома либо в аренду, либо в собственность. Но, как правило, садоводы не задумывались над такими вопросами. Поэтому сейчас государство изымает эти земли, заплатив руководству товарищества компенсационную сумму. "Если речь идет о хозяйстве, полностью оформленном в собственность, то государство оценивает их и предлагает варианты по компенсации: деньгами или иными объектами, - отмечает Ж.Щербакова. – Другое дело, сколько государство предложит". Действительно, по закону Правительство Москвы имеет полное право изъять земли для своих нужд, предоставив их бывшим арендаторам аналогичный участок либо компенсацию. Обычно дается именно компенсация, как и было предложено жителям поселка Южное Бутово.

При этом девелоперские компании не рассматривают освободившиеся земли как возможную территорию для коттеджного строительства. "Девелоперы загородного жилья подобного рода территориями вряд ли будут интересоваться, поскольку есть на чуть большем расстоянии от Москвы свободные от обременений земли, - объясняет директор по развитию инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group Валерий Мищенко. – Данный вопрос скорее интересует девелоперов, которые занимаются массовой многоэтажной застройкой". И хотя спрос на выкуп частных домов существует, оценить привлекательность такой покупки - задача достаточно сложная, поскольку доведение подобного проекта до логической стадии непосредственной застройки территории занимает много времени, а результат не всегда очевиден.

Коттеджному домостроению на месте бывших деревень сопутствует массу других проблем. "Расселить деревню намного сложнее, чем расселить дом, - говорит руководитель коммерческого отдела "КВ-Инжиниринг" Георгий Кузин. – Жители претендуют на кардинальное улучшение своей собственности". Как показала ситуация в Южном Бутове, владельцы домов хотят получить недвижимость стоимостью в разы дороже, чем рыночная цена того, что они имели. По мнению Г.Кузина, спрос на скупку домов в деревнях невысок еще и потому, что у частного дома должны быть нормальные коммуникации – а в деревнях их нет. Кроме того, у частного дома должна быть правильная юридическая схема владения, что тоже встречается редко в московских деревнях.

Вера Ковалева

Главное