Городская недвижимость, 15 июн 2006, 15:05

С монополией в сфере ЖКХ будут бороться

Представители бизнес-сообщества, имеющие отношение к рынку недвижимости, все чаще говорят о том, что сфера жилищно-коммунального хозяйства должна расстаться со статусом государственной монополии. Однако жильцы не торопятся воспользоваться своим правом выбрать управляющую компанию, а государство не стремится дать добро на создание новых электроэнергетических компаний, организаций водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организации, газовых сетей. Сейчас участники рынка недвижимости предлагают запустить пилотный проект по участию бизнеса в реформе ЖКХ.
Читать в полной версии

Представители бизнес-сообщества, имеющие отношение к рынку недвижимости, все чаще говорят о том, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) должна расстаться со статусом государственной монополии. Данная идея уже нашла отражение в законодательстве: например, согласно новому Жилищному Кодексу, жители сами выбирают управляющую компанию. Кроме того, не вполне логична ситуация, когда застройщики в качестве обременения строят сети и передают их в собственность организаций-поставщиков (электроэнергии и т.д.). Однако жильцы не торопятся воспользоваться своим правом выбрать управляющую компанию, а государство не стремится дать добро на создание новых электроэнергетических компаний, организаций водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организации, газовых сетей. Все эти компании продолжают являться монополистами. Сейчас участники рынка недвижимости предлагают запустить пилотный проект по участию бизнеса в реформе ЖКХ.

В последнее время профессионалы рынка недвижимости все чаще обсуждают проблему ЖКХ. Благо, с вступлением в силу нового Жилищного кодекса предпосылки для таких разговоров появились: если частная управляющая компания будет брать за свои услуги хотя бы по 1 долл. за 1 кв. м, то емкость столичного рынка эксплуатационных услуг составит сотни миллионов долларов. Пока же многие жилые дома "по инерции" находятся под управлением ДЕЗов. Как правило, частная эксплутационная компания выполняет функции ДЕЗа в новых домах. "Мы выяснили, что конечный покупатель услуг много раз переплачивает за то, что в итоге получает. Наша компания максимально урезает разгильдяйство и посредничество, - рассказывает генеральный директор строительной компании "Дружба" Марина Игнатова. – Мы стараемся работать напрямую с поставщиками. Экономия колоссальная". В частности, речь идет об экономии электроэнергии и теплоэнергии. По словам М.Игнатовой, возникает парадоксальная ситуация: начальники котелен напрямую заинтересованы в потерях тепла, нерациональном использовании электроэнергии. Поэтому необходимо создать такую ситуацию, чтобы все были заинтересованы в экономии и сокращении расходов на жилищное обслуживание.

Чтобы отработать механизм управления жилищным фондом, "Опора России" предлагает запустить пилотный проект по участию бизнеса в реформе ЖКХ. Такой проект может стартовать в любом регионе России. Суть его заключается в том, что администрацией города выделяется некий имущественный фонд (предположительно - 40 жилых домов), на котором будут апробироваться действия управляющих компаний. Главное условие – отсутствие бюрократических и коррупционных преград. Участники рынка считают, что реформа ЖКХ должна идти по схеме, когда люди сами покупают услуги. Главная идея заключается в том, что ЖКХ – это продажа услуг, то есть бизнес с очень большой емкостью рынка. "Стоит признать, что муниципалитеты в некоторых крупных городах начинают отдавать коммунальные предприятия в долгосрочную аренду частным инвесторам, но это пока единичные случаи, - отмечает пресс-секретарь "Сити-XXI век" Сергей Лядов. – Увеличение их доли будет зависеть от того, каким образом будут складываться отношения между государством и бизнесом в дальнейшем". В первую очередь инвестор нуждается в стабильных и долгосрочных условиях хозяйствования. Если уверенность в этом будет, то и модернизация ЖКХ пойдет более высокими темпами.

Еще одной значительной составляющей этого бизнеса могло бы стать создание частных и конкурентных электроэнергетических компаний, организаций водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организации, газовых сетей. Такие компании могли бы сами строить необходимые коммуникационные сети, что сейчас делают строительные компании. В таком случае себестоимость строительства домов снизилась бы. "Цена развития сетей в таком случае для этих местных монополий должна быть заложена в стоимость поставляемых ими ресурсов, - говорит первый вице-президент "БЕСТ-Недвижимости" Михаил Гороховский. – Так и будет, но не сразу. Сейчас же государство устанавливает социально возможные тарифы, которые, по утверждению этих монополистов, не покрывают их затраты на развитие сетей". Когда же этим организациям правительство разрешит повысить тарифы и они начнут строить сети за свой счет, застройщик переложит свои затраты на развитие сетей на организации-поставщиков, а те в свою очередь - на абонентов, то есть собственников недвижимости.

Вера Ковалева

Главное