Городская недвижимость, 13 апр 2006, 10:48

В 2006 году объем выданных ипотечных кредитов превысит 2 млрд долл.

Хотя процент ипотечных сделок по-прежнему остается невысоким по сравнению с общим объемом сделок на рынке недвижимости, конкуренция среди банков уже налицо. Постоянно появляются новые ипотечные продукты, а банки оттачивают технологию предоставления своих услуг и повышают уровень сервиса. Ряд банков начали экспансию в регионы, чтобы утвердиться на молодых рынках и занять их значительную долю.
Читать в полной версии

Участники ипотечного рынка отмечают, что, хотя процент ипотечных сделок по-прежнему остается невысоким по сравнению с общим объемом сделок на рынке недвижимости, конкуренция среди банков уже налицо. Постоянно появляются новые ипотечные продукты, а банки оттачивают технологию предоставления своих услуг и повышают уровень сервиса. Банки не только снижают ставки по кредитам, но и вводят в практику механизм рефинансирования, который позволяет продавать большие пулы закладных и получать "живые" деньги. Наконец, ряд банков начали экспансию в регионы, чтобы утвердиться на молодых рынках и занять их значительную долю. Благо, ипотека будет развиваться не только в мегаполисах, что соответствует установкам, озвученным в высших эшелонах власти.

Ипотечные программы есть в более чем в сорока банках российского и зарубежного происхождения. Причем каждый из банков предлагает не одну, а несколько ипотечных программ. Чтобы помочь будущим заемщикам ориентироваться в таком разнообразии "возможностей", появляется целая индустрия. Помимо ипотечных отделов в самих банках, с потенциальными заемщиками работают ипотечных брокеры, а также представители агентств недвижимости и строительных компаний. Но, несмотря на такое разнообразие и определенную активность на ипотечном рынке Москвы, по оценке ипотечной компании "Мой дом", всего 3-4% от общего количества сделок являются ипотечными. "Однако можно предположить, что к лету их количество возрастет в связи с замедлением роста цен на недвижимость и увеличением числа отпускников, располагающих свободным временем для поиска подходящего жилья", – прогнозирует начальник управления клиентского обслуживания компании "Мой Дом" Юлия Пузакова. Всего же в Москве, по данным Росрегистрации, ежемесячно проводится около 400 ипотечных сделок, что совсем немного для мегаполиса.

По прогнозу Центра ипотечных программ "МИЭЛЬ-Недвижимость", в 2006 году можно ожидать увеличения объема ипотечных операций на 60-80%. Это значит, что к декабрю объем выданных за 2006 год кредитов составит более 2 млрд долл. По данным аналитического обзора RBC Research "Поведение потребителей на рынке ипотечного кредитования", в 2005 году только "Сбербанк" выдал ипотечных кредитов на сумму 1,7 млрд долл. Правда, достижения остальных банков куда скромнее. Так, "Внешторгбанк" за тот же период выдал ипотечных кредитов на сумму 138 млн долл., а "Райффайзенбанк" – на сумму 98 млн долл. Вклад остальных банков в развитие отечественной ипотеки еще меньше.

Описывая портрет среднестатистического заемщика, участники ипотечного рынка дают разные оценки. Так, в "Европейском трастовом банке" утверждают, что их среднестатистический заемщик, получивший ипотечный кредит, это менеджер среднего звена 30-40 лет, состоящий в браке. А в компании "Мой дом" утверждают, что 24% всех ипотечных кредитов выдаются молодым людям в возрасте 18-24 лет. "Сегодня ипотека стала более доступной и кредиты берут даже люди рабочих специальностей или неквалифицированного труда, если могут справкой подтвердить доход семьи, - говорит Ю.Пузакова. – Такая категория заемщиков тратит на погашение кредита до 25% семейного бюджета". При этом минимальный совокупный доход семьи должен составлять не менее 750 долл. "Ипотечные кредиты становятся популярными у людей, которые уже имеют достаточно средств для покупки нового жилья, - отмечает директор центра ипотечных программ "МИЭЛЬ-Недвижимость" Елена Панова. – Ипотека помогает таким горожанам расширить свои возможности и переехать именно в такую квартиру, в которой хочется жить, а не в ту, на которую хватит средств".

Между тем, потенциал ипотечного рынка огромен. По данным аналитического обзора RBC Research "Поведение потребителей на рынке ипотечного кредитования", всего 15% населения страны удовлетворены своими жилищными условиями. При этом 38% населения в целом удовлетворены жилищными условиями, но хотят их улучшить, а 35% условия проживания не устраивают и они считают улучшение необходимым. Наконец, абсолютно не удовлетворены своим жильем 12% населения. По мнению экспертов, для того, чтобы ипотека набрала обороты, необходимо снизить кредитные ставки и увеличить срок, на который выдается кредит. Оба эти условия постепенно реализуются, что день ото дня приближает ипотеку к "массовости".

Вера Ковалева

Главное