Оборот земельных участков избавят от коррупции
На этой неделе Президент призвал федеральное Правительство ускорить внесение поправок в Земельный кодекс и закон о резервировании земель, выделяемых под инфраструктурные проекты. По свидетельству участников рынка, сейчас такие земли зачастую распределяются по предварительной договоренности между местной администрацией и заинтересованными бизнес-структурами. Кроме того, участки покупают коммерческие организации и перепродают их по высокой цене компаниям, заинтересованным в строительстве объектов инфраструктуры. Новый законопроект ограничит механизм распределения и купли-продажи земель. По замыслу его авторов, он сделает российский рынок земли более цивилизованным.
Разработкой поправок, которые изменят существующий механизм распределения земель, занимаются Минэкономразвития и Министерство природных ресурсов. Законопроект ограничит оборот земель, предназначенных для строительства разного рода инфраструктуры, в том числе дорог. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, после вступления закона в силу начнет работать механизм предварительного резервирования, при котором "после принятия решения о строительстве в коридоре 2 км на один год будет вводиться резервирование на выделение муниципалитетами земельных участков". Закон будет распространяться, в первую очередь, на распределение сельскохозяйственных земель, на которых планируется строительство крупных объектов инфраструктуры: прежде всего, газо- и нефтепроводы. Когда принимается решение о строительстве подобной инфраструктуры, очень часто оказывается, что эти земли находятся в собственности у различных структур. Поэтому государству приходится выкупать земли, тратя немалые средства. "Например, при газификации того или иного населенного пункта надо договориться с правообладателями участков, по которым пройдут трубы, - отмечают в компании "Сити-XXI век". - Это не всегда просто, поскольку в этом случае уменьшается коммерческая стоимость земли, и владельцы просят компенсировать потери".
Сейчас участки предоставляются в соответствии со ст. 30 и 31 Земельного кодекса. В этих статьях определены условия предоставления земельных участков и обязанности властей по их предоставлению. "Земельные участки для строительства объектов инфраструктуры приобретаются структурами, "аффиллированными с органами государственной власти и органами местного самоуправления", - рассказал "РБК-Недвижимости" директор по корпоративному управлению и правовым вопросам Rodex Group Сергей Клименко. Речь идет о предпринимателях и организациях, которые имеют возможность получать достаточную информацию о различных проектах, связанных со строительством объектов инфраструктуры и планируемым выделением земельных участков под эти цели. Используя такую информацию, эти структуры заблаговременно различными способами приобретают землю. "Как правило, такие сделки по приобретению земельных участков осуществляются с нарушением правил выбора земельных участков под строительство (ст. 31 ЗК РФ), - продолжает С.Клименко. - Победителями торгов и аукционов становятся структуры, в которых заинтересованы недобросовестные должностные лица соответствующих органов государственной власти либо органов местного самоуправления".
Получив земельные участки, на которых планируется строительство инфраструктуры, "заинтересованные структуры" продают их по высоким ценам организациям, которые занимаются строительством этой инфраструктуры. В результате таких спекулятивных действий существенно возрастает себестоимость работ и цена соответствующих услуг. Проект федерального закона направлен на пресечение этой порочной практики. Как заявил Владимир Путин, "необходимо исключить любые злоупотребления и жульничество в этой сфере". Президент отметил: "мы прекрасно понимаем, что не рядовые граждане эти земли выкупают".
Что касается крупных городов, то там ситуация несколько проще. Там участки распределяются в соответствии с их целевым назначением на основе Генеральных планов развития территорий. Для осуществления крупных проектов развития инженерных и транспортных систем местные власти выбирают операторов посредством аукционов и конкурсов. "Если же городу приходится договариваться с частными правообладателями участков, взаимоприемлемое решение найти в этом случае легче, - говорят в "Сити-XXI век". - Ведь частные правообладатели заинтересованы в конструктивном решении вопроса, если намерены и в дальнейшем работать в городе".
Вера Ковалева