Городская недвижимость, 13 янв 2006, 09:50

"Откаты" в госзаказах упразднили

В январе вступил в силу новый закон, регламентирующий правила проведения конкурсов на размещение государственных заказов. По мнению экспертов, новый документ сделает рынок госзаказов более прозрачным, сведя до минимума возможность передать заказ аффилированной с муниципальными властями компании.
Читать в полной версии

В январе вступил в силу новый закон, регламентирующий правила проведения конкурсов на размещение государственных заказов. По мнению экспертов, новый документ сделает рынок госзаказов более прозрачным, сведя до минимума возможность передать заказ аффилированной с муниципальными властями компании. Благодаря этому повысится уровень конкуренции, что будет выгодно для городского бюджета, из которого финансируются работы. Данный документ окажет прямое влияние на систему распределения земельных участков и подрядных работ в строительстве, оплачиваемых муниципалитетами.

Федеральный закон №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был принят 21 июля 2005 года, а 1 января 2006 года вступил в силу. В разработке закона приняли участие глава комплекса экономической политики Москвы Юрий Росляк, а также руководство столичного комитета по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета) в лице Геннадия Дегтева и Алексея Березницкого. Под их руководством был создан механизм прозрачного и высококонкурентного рынка госзаказов. Руководители Тендерного комитета реализовали в 94-ФЗ принцип открытого аукциона и конкурса, закрепленный в новых Земельном и Градостроительном кодексах, а также других законодательных актах. Этот принцип – часть государственной политики.

Одно из новшеств, прописанное в 94-ФЗ, заключается в упразднении квалификационного отбора участников торгов. Раньше компании проходили отбор на этапе подачи заявок, в результате чего организаторы конкурса могли по своему усмотрению не допустить до участия в аукционе те или иные компании. Таким образом, состав участников конкурса зависел от доброй воли его организаторов. Например, организатор мог выставить условие, по которому до участия в конкурсе допускаются лишь строительные компании, имеющие опыт работы. При этом в конкурсе не могли принять участие, например, инвестиционные фонды, которые, получив заказ, привлекли бы для его выполнения лучших подрядчиков. "Сейчас участники рынка считают, что неаффилированной с организаторами аукциона компании весьма непросто получить государственный заказ", – считает генеральный директор "АРТ-Билдинг" Андрей Анохин.

Со вступлением в силу 94-ФЗ квалификационного отбора не будет, и в конкурсе смогут принять участие все желающие. Поэтому количество компаний, которые будут иметь возможность сделать государству наиболее выгодное предложение – например, построить школу по наименьшей цене за счет бюджета города, - резко возрастет. Но не все, что хорошо для бюджета, хорошо для чиновников. "До сих пор чиновникам было выгодно, чтобы побеждал не самый "дешевый" подрядчик, - говорит А.Анохин. – Ведь разница между выделенной из бюджета суммы на выполнение тех или иных работы и их реальной стоимостью подчас бывает очень ощутимой".

Еще один инструмент в борьбе с компаниями, аффилированными с госструктурами, – это прописанное в 94-ФЗ условие анонимности заявок на участие в конкурсе. То есть до начала аукциона его организаторы не будут знать, какие компании принимают в нем участие. Так как участники конкурса не будут знать своих конкурентов, им будет трудно организовать корпоративный сговор и заранее договориться между собой, кто выиграет и на каких условиях. Здоровая конкуренция позволит существенно снизить бюджетные расходы на выполнение госзаказа. По оценкам, в некоторых случаях экономия может достигать 50%. Если такой показатель будет достигнут, федеральные следственные органы могут заинтересоваться тем, куда раньше уходила разница – когда на аукционы тратились значительно большие бюджетные средства.

Еще одна новелла закона связана с тем, что конкурсная комиссия обязана публиковать в Интернете итоги конкурса в день его проведения. Данная норма направлена на то, чтобы лишить заинтересованные лица возможности подкорректировать результаты аукциона. Кроме того, до аукциона информация о нем – выставляемый лот, дата и место его проведения – должны обязательно публиковаться в Интернете. Раньше, кстати, это правило соблюдалось не всегда, и потому большое количество потенциальных участников аукциона о нем просто не знали.

Есть у данного закона, помимо заложенных в нем полезных для рынка механизмов, и ряд недостатков. Во-первых, до конца не ясны критерии таких анонимных аукционов. Например, организатор торгов может не опубликовать в Интернете информацию о лоте во всей ее полноте. То есть заявляя, что будет конкурс на ремонт здания, он может умолчать о том, какие именно работы необходимо провести в ходе ремонта. А не зная всех технических характеристик объекта, подрядным организациям будет нелегко предложить справедливую цену и решить для себя вопрос о том, надо ли участвовать в этом конкурсе. Кроме того, для полноценной работы в рамках 94-ФЗ еще необходимо разработать нормативные акты, в которых будут изложены четкие инструкции относительно выполнения тех или иных норм закона. Наконец, необходимо будет создать орган, который будет осуществлять контроль над выполнением закона.

Опрошенные проектом "РБК-Недвижимость" участники рынка сошлись во мнении о том, что данный закон во многом поспособствует созданию эффективной системы распределения государственных заказов и расхода бюджетных денег. Порадовало профессионалов и то, что теперь земельные участки в России будут распределяться только на конкурсах. Раньше же система была иной: зачастую решение о продаже участка было принималось местной администрацией, которая издавала соответствующее распоряжение и обходилась без конкурса. Теперь же российский рынок земли и госзаказов обещает стать более открытым и, следовательно, цивилизованным.

Вера Ковалева

Главное