Городская недвижимость, 20 дек 2005, 08:59

Строители добились своего

Депутаты Госдумы предлагают внести ряд существенных поправок в закон "О долевом строительстве". Разработчики уверены, что большая часть новелл будет принята, поскольку работа по их внесению шла не без учета мнения администрации президента. Опрошенные застройщики отнеслись к новым нормам без особого энтузиазма, указав на их несовершенство.
Читать в полной версии

Как стало известно RBC daily, депутаты Госдумы предлагают внести ряд существенных поправок в закон "О долевом строительстве". Уже на этой неделе правительство РФ и администрация президента выдадут свои заключения относительно новой редакции закона. Впрочем, разработчики уверены, что большая часть новелл будет принята, поскольку работа по их внесению шла не без учета мнения администрации президента. Опрошенные RBC daily застройщики отнеслись к новым нормам без особого энтузиазма, указав на их несовершенство.

Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" № 214-ФЗ был принят в конце прошлого года в составе пакета из 27 "жилищных" законов и вступил в силу 1 апреля этого года. Большинство московских застройщиков не пожелало работать в соответствии с его нормами, предпочитая альтернативные "серые" схемы, не попадающие под действие этого закона. На протяжении всего года столичные застройщики критиковали ФЗ № 214 и для борьбы с ним даже объединились в "Ассоциацию строителей России". Правда, как утверждают в Госдуме, было подсчитано, что 70% критических высказываний в адрес закона приходится на строителей Москвы и Московской области. А в других регионах по новому закону уже работают, причем в соответствии с ним в некоторых городах России ведется до 50% строек.

Большинство претензий со стороны московского стройкомплекса сводилось к тому, что, во-первых, банки перестали кредитовать проекты, в которых есть дольщики, не желая нести субсидиарную ответственность. Во-вторых, закон позволял дольщикам в любое время забрать у застройщика свои деньги. В-третьих, он существенно ужесточил требования к строительным компаниям: право привлекать средства частных лиц теперь имеют лишь те из них, у которых нет долгов и на балансе которых имеются активы (и это притом, что в Москве для строительства каждого дома регистрируется новое юридическое лицо с фактически нулевым балансом). Критике подвергались и другие положения закона, часть которых теперь пересмотрена.

Как стало известно RBC daily, новая редакция закона "О долевом строительстве" принадлежит перу депутатов Госдумы Александру Когану и Владиславу Резнику, которые переработали массу предложений строителей и чиновников по внесению поправок в закон. Об особенностях нового документа RBC daily рассказали в Госдуме. Одно из изменений в 214-ФЗ связано с тем, что банки перестают нести субсидиарную ответственность. Вместо этого в закон вводится страхование условий договора, когда в обмен на очередной взнос дольщика застройщик выдает ему страховой полис на всю эту сумму или на ее часть. В случае банкротства застройщика страховая компания возместит дольщику все убытки. Таким образом, банк освобожден от обязанности рассчитываться с дольщиками. Процентная ставка составит около 1,5% от вносимой дольщиком суммы. Это не сделает стоимость квадратного метра дороже, так как сейчас субсидиарная ответственность банка обходится в 3%.

Однако, как признают сами разработчики данной нормы, по поводу такого страхования остается еще очень много вопросов – например, страховать всю сумму, вносимую дольщиками, или лишь ее часть. Авторы нового закона утверждают, что будет очень трудно застраховать всю вносимую дольщиком сумму. Также неясно, кому будет принадлежать дом в случае банкротства застройщика. Кроме того, потребуется еще определить, что именно страхуется, в каком объеме, и создать расчетную методику всех рисков. Если это будет сделано, в закон "О страховании" также придется внести соответствующие поправки.

Еще одно новшество связано с тем, что застройщик теперь имеет право расторгнуть с дольщиком договор, выставив ему письменные претензии. Раньше застройщик мог расторгнуть договор только через суд, например, если дольщик не платит взносы. Получив претензии, дольщик может либо расторгнуть договор, либо подать в суд. В случае расторжения договора застройщик возвращает дольщику внесенные им деньги. Кроме того, если сейчас дольщик имеет право затягивать платежи, то новая редакция закона в случае несоблюдения дольщиком графика платежей обязывает его выплачивать пеню. В пользу застройщика в закон внесено положение о том, что теперь он обязан предоставлять дольщику лишь документацию по тому дому, в строительство которого этот дольщик вкладывает деньги. Речь идет о тех документах, которые не являются коммерческой тайной: разрешение на строительство, график выполнения работ, финансирование строительных работ). Закон в его нынешнем виде обязывает застройщика предоставлять дольщикам более широкий спектр документов, включая уставные документы, состав учредителей, балансы и пр.

Авторы поправок отмечают, что в законе сохранятся такие требования к застройщику, как отсутствие долгов, наличие хорошей кредитной истории и активов на балансе. Контролировать деятельность строительной компании и выполнение ею обязательств перед дольщиками будет специальный муниципальный орган. Авторы нового закона не сомневаются, что местные власти охотно выделят необходимый штат людей для контроля над застройщиками. Тем более что деньги для этого имеются: после введения продажи земли на открытых торгах поступления в муниципальные бюджеты выросли в разы.

Хотя поправки вносились в ФЗ №214 именно с подачи застройщиков, последние встретили нововведения без особого энтузиазма. Как заявил RBC daily коммерческий директор "СТ Групп Регион" Дмитрий Шмелев (компания строит восемь домов в соответствии с нормами ФЗ №214 в пяти регионах России), "отмена субсидиарной ответственности банков облегчит жизнь мелким и средним застройщикам. Больших строительных компаний эта норма мало касается, так как они могут построить дом, не привлекая банковские средства". По мнению Дмитрия Шмелева, совершенно бесполезной при практическом применении является надежда законодателя добиться согласия дольщика на расторжение договора соинвестирования в досудебном порядке. "Я уверен, что дольщик будет доводить дело до суда и затягивать ситуацию до крайности из-за разницы цен. Имело бы смысл внести в закон перечень условий, на которых застройщик имеет право расторгнуть договор с физическим лицом в одностороннем порядке, – говорит он. – Шагом назад с точки зрения мирового девелоперского опыта и стремления наших законодателей к прозрачности бизнеса является положение о том, что застройщик не обязан показывать дольщику всю документацию, включая уставные документы".

По словам заместителя начальника юридического департамента группы компаний "СУ-155" Анны Гузиной, отмена субсидиарной ответственности банков является разумной поправкой, которая позволяет застройщикам рассчитывать на привлечение кредитных средств для финансирования строительства и обеспечивает гарантию возврата средств дольщикам. "Страхование дольщиков от банкротства застройщиков и сейчас используется некоторыми строительными компаниями, - отмечает Анна Гузина. - Но сейчас страхование осуществляется за счет дольщиков, а не застройщиков". Также в "СУ-155" одобрили ввод штрафов для дольщиков, которые затягивают исполнение своих обязательств по инвестконтракту.

По мнению генерального директора "АРТ-Билдинг" Андрея Анохина, который участвовал в подготовке поправок в 214-ФЗ в составе "Опоры России", "у страховых компаний меньше резервов, чем у банков, для возмещения средств дольщикам в случае банкротства строительной компании. Поэтому в качестве гаранта возврата средств страховые организации менее ликвидны, чем банки". По его словам, коммерческая тайна застройщиков в ряде документов должна сохраниться. "В условиях тотальной непрозрачности строительного рынка опасно сразу требовать от застройщиков полной прозрачности. При этом должна быть публичная финансовая отчетность, с которой дольщики всегда могут ознакомиться", – отмечает Андрей Анохин.

Вера Ковалева

Главное