Городская недвижимость, 26 окт 2005, 10:42

Ресторан по ипотеке

Вчера на заседании Международного ипотечного клуба рассказали о первых сделках по покупке юридическими лицами коммерческой недвижимости с помощью ипотеки. А ипотека как таковая в России до сих пор не стала массовой.
Читать в полной версии

Вчера ведущий специалист отдела коммерческой недвижимости "Московского ипотечного центра" (МИЦ) Сергей Киприянов на заседании Международного ипотечного клуба рассказал "РБК-Недвижимость" о новом для российского рынка продукте – ипотеке нежилой недвижимости.

Соответствующая программа стартовала в МИЦ в этом году, и пока по ипотеке было приобретено лишь два объекта коммерческой недвижимости: небольшой ресторан-бар на Новослободской и магазин в Митино. Стоимость каждого объекта составила около 300 тыс. долл. Между тем, разработанная МИЦ схема позволяет приобрести с помощью ипотечного кредита (кстати, изначально понятие "ипотека" означает кредит на покупку жилья) землю, торговую и офисную недвижимость, склады, предприятия и большие объекты строительства.

Сейчас воспользоваться услугой коммерческой ипотеки в "Московском ипотечном центре" могут только юридические лица. Срок кредита не превышает 5 лет, а процентная ставка по нему составляет 12-13% годовых в рублях и 9% годовых в валюте. Единственный банк, который согласился попробовать на практике "ноу-хау" МИЦ – это "Национальный залоговый банк".

Другие банки относятся к идее ипотеки коммерческой недвижимости либо скептически, либо готовятся развивать такое направление деятельности в будущем. Например, не горит желанием заняться коммерческой ипотекой банк Дельта Кредит. В банке видят камень преткновения в современной системе российского бизнеса, в основе которой лежат серые схемы отчетности и тотальная непрозрачность. Правда, многие банки все же выдают ипотечные кредиты физическим лицам с серыми доходами – а таких среди клиентов банков 80%.

Более оптимистично к коммерческой ипотеке относятся в Городском ипотечном банке. Его глава Николай Шитов заявил "РБК-Недвижимость", что в настоящее время банк занимается созданием подобных программ, которые планирует претворить в жизнь в будущем. "Пока мы не выдаем ипотечные кредиты на покупку коммерческой недвижимости потому, что подобный бизнес имеет смысл лишь на рынке капитала, когда банк рефинансирует пул ипотечных кредитов. В противном случае банк должен держать эти кредиты на балансе, что в долгосрочной перспективе не совсем правильно", - отметил господин Шитов. То есть в идеале банк должен выпускать ценные бумаги, обеспечением которых выступят выданные ипотечные кредиты, и продавать эти бумаги на открытом рынке. Городской ипотечный банк, к примеру, планирует выйти на биржу при помощи открытого паевого инвестиционного фонда.

Что касается ипотечных кредитов на приобретение коммерческой недвижимости, то на самом деле их начали выдавать в Москве еще несколько лет назад – причем порой в обход самих банков, которые не всегда хотели видеть такие кредиты в своем портфеле. Фокус был в том, что человек при помощи профессиональной компании-посредника – агентства недвижимости, которое помогало своим клиентам получать обычные ипотечные кредиты – покупал квартиру по ипотеке, а затем переводил ее из жилого фонда в нежилой. Не секрет, что в Москве магазинов и офисов, расположенных на первых этажах жилых зданий, очень много. Теперь, при желании, можно купить офис или магазин в кредит и без таких ухищрений.

Вера Ковалева

Главное