Городская недвижимость, 29 сен 2005, 11:31

Спальные районы становятся золотым дном

В последнее время наблюдается даже настоящий ресторанный бум на окраинах столицы. Заведения открывают не только мелкие игроки локального масштаба — в спальные районы начали активную экспансию крупные рестораторы. Некоторые из них даже создают сети, которые не собираются работать в центре города вовсе.
Читать в полной версии

В последнее время наблюдается даже настоящий ресторанный бум на окраинах столицы. Заведения открывают не только мелкие игроки локального масштаба — в спальные районы начали активную экспансию крупные рестораторы. Некоторые из них даже создают сети, которые не собираются работать в центре города вовсе.

"Арпиком" Михаила Зельмана запустил сразу четыре сетевых проекта в "спальниках" ("Бельвиль", "7 крон", "Сибирская корона", Beck’s), Ritzio Entertainment Group открыл Temple Bar в Крылатском и Митине. Небольшим компаниям также интересны спальные районы: владельцы сети кофеен "Кофемания" открыли ресторан "Пиаченца 218" в Митине, группа компаний "Сонтэк" запустила проект "Пино-Пицца", который в центр города вообще выходить не планирует.

Эксперты уверены, что в дальнейшем активность рестораторов в спальных районах будет только увеличиваться. "Рестораны в центре города становятся витринами бизнеса, демонстрацией сильной марки, но настоящие деньги сейчас делаются в спальных районах и регионах", — отмечает гендиректор компании "Настроение+" Денис Яхно.

По данным ИК "Финам", оборот столичного рынка составляет 2–2,2 млрд долл. на долю спальных районов приходится 20–30%.

Высокий интерес рестораторов к спальным районам сами участники рынка объясняют отсутствием конкуренции и низкими арендными ставками. "Конкуренции почти нет, при этом интерес потребителей растет: качество обслуживания сопоставимо с ресторанами в центре города, а добраться жителям района до нас не составляет труда", — отмечает управляющий ресторана "Сварня" в ТЦ "Вавилон" Дмитрий Мамонтов.

С ним соглашается совладелец "Пино-Пиццы" Алексей Аксенов, добавляя, что при этом цены на аренду на порядок ниже. "Аренда недвижимости внутри Третьего транспортного кольца не опускается ниже 1,5 тыс. долл. за кв. м в год, в то время как в спальных районах не превышает 600 долл.", — отмечает Аксенов. А исполнительный директор консалтингового агентства Restcon Андрей Петраков отмечает, что в спальных районах, кроме "шашлычных-пельменных" с низким качеством обслуживания и продуктов, зачастую ничего нет. "Рестораторы поняли, что раз существуют такие заведения, то работать здесь можно", — отметил Андрей Петраков.

Любопытно, что открывающиеся рестораны в "спальниках" зачастую имеют высокий средний чек. Например, в ресторане "7 крон" Михаила Зельмана он составляет 30 долл. "В спальных районах нет предложения, поэтому рестораторы работают с такой же наценкой, как и в центре — 300–400%. В отсутствие конкуренции люди готовы платить столько, и вряд ли в ближайшее время чек будет снижаться", — говорит Денис Яхно. "Средний чек в спальных районах не должен превышать 15–20 долл., иначе гости не пойдут, отдавая предпочтение курам гриль и полуфабрикатам в супермаркетах", — дискутирует с ним Петраков, который придерживается обратного мнения.

Впрочем, в спальных районах есть и сложности в работе: "Рестораторам необходимо обратить внимание на качество обслуживания: в отличие от ресторанов в центре, основная аудитория — постоянные гости, живущие в этом районе. Если их не устроит обслуживание, то они больше никогда не вернутся", — отмечает Петраков.

Есть и другая особенность: в ресторанах спальных районов почти отсутствуют посетители до 16–17 вечера — люди на работе. "Поэтому стоит обратить внимание на активные детские программы", — отмечает Яхно. По мнению Алексея Аксенова, помочь справиться с простоем ресторана может бизнес-ланч. "Все зависит от рекламной активности: найти людей, работающих в спальных районах, можно всегда", — уверен Аксенов.

Окупаемость за три года

О том, почему рестораторы активно выходят в спальные районы, рассказает генеральный управляющий группой московских ресторанов "Тотал групп" (специализируется на работе в спальных районах, рестораны "Три кабана", "Четверг", развлекательный центр "Каланча", корчма "Вечера на хуторе...") Ольга Колмыкова.

— Почему "Тотал групп" специализируется на работе в спальных районах?

— Занимаясь строительством торгового центра на юго-востоке группа компаний ТЭН (ресторанным направлением которой является "Тотал групп".— "Бизнес"), открыла пивной бар "Три кабана". За восемь лет работы его посетили почти 300 тыс. человек.

Вслед за строительством новых торговых объектов ТЭН в спальных районах начался процесс освоения спальных районов ресторанами группы.

— В чем интерес работы рестораторов в таких районах?

— Дефицит торговых площадей и завышенные ставки аренды в центре — основные причины, которые вынуждают рестораторов искать новые возможности развития бизнеса, в том числе за счет выхода в спальные районы. Однако за последние полтора года конкуренция стала серьезной. Сетевые брэнды крупных ресторанных компаний открыты или открываются сейчас возле всех станций метро, этот процесс затронул и спальные районы.

— Есть ли отличия в работе на переферии и в центре?

— Местом наибольшей дислокации дорогих ресторанов остается Бульварное кольцо, Тверская, Петровка, Кутузовский проспект. Однако заметно укрепление тенденции к открытию ресторанов со средним чеком 50 долл. и за пределами Третьего кольца.

Расходы на аренду в обороте ресторана в центре в ряде случаев превышают разумные пределы, достигнув 20–25%, однако при этом рестораны имеют высокую проходимость. Вместе с тем при более низких ставках аренды проходимость ресторанов в спальных районах ниже. В целом объем инвестиций в открытие ресторана со средним чеком 30 долл. составляет около 500 тыс. долл.

Сроки окупаемости ресторанов независимо от месторасположения и других условий растут на фоне повышения уровня конкуренции в этом сегменте. За последние годы сроки окупаемости выросли на 100% и теперьсоставляют тричетыре года.

Концепции ресторанов в спальных районах могут быть различными, главное, что их объединяет — лояльность к постоянным гостям и качество блюд. Это объясняется тем, что в спальном районе 80% посетителей ресторана — местные жители и постоянные гости.

— Как будут развиваться рестораны на окраинах?

— В отличие от центра в спальных районах самостоятельные рестораны всегда будут занимать доминирующую позицию, доля сетевых еще долго не превысит 30% этого рынка.

Дело в том, что в спальных районах поводом для похода в ресторан является потребность в комфортной обстановке и качественной еде, а, к примеру, такой технологичный формат, как фаст-фуд, этого дать не может.

Василий Дмитриев

Главное