Городская недвижимость, 06 сен 2005, 19:04

Президент спас ипотеку от Кудрина

Поставлена точка в споре между Минфином и Агентством по ипотечному и жилищному кредитованию. Президентский наказ оставил на рынке ипотечного кредитования единственного игрока, который может рассчитывать на господдержку. Однако в Минфине так не считают.
Читать в полной версии

Поставлена точка в споре между Минфином и Агентством по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК). Вчера на встрече с членами правительства и руководством Федерального собрания президент России поручил правительству увеличить уставный капитал АИЖК, предоставив ему серьезные государственные гарантии, а также разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов. Тем самым президентский наказ автоматически оставил на рынке ипотечного кредитования единственного игрока, который может рассчитывать на господдержку. Однако в Минфине так не считают: там, несмотря на пожелания президента, планируют провести конкурс на предоставление госгарантий между основными участниками ипотечного рынка.

АИЖК было создано правительством РФ в 1997 г. Основная задача агентства – способствовать развитию ипотеки, выкупая у банков закладные на недвижимость. АИЖК действует по такой схеме: агентство получает государственные гарантии, под которые выпускает облигации. Бумаги размещаются среди инвесторов. На вырученные средства АИЖК выкупает закладные у банков и региональных операторов, которые в свою очередь выдают ипотечные кредиты населению. Агентство имеет договоры с банками из 86 регионов России, 60% ипотечных кредитов, выданных с участием АИЖК, приходится именно на регионы. Все крупные банки, которые в состоянии кредитовать ипотеку, как правило, работают в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге (исключения составляют Сбербанк и ВТБ, имеющие развитые региональные сети). Таким образом, развитие ипотеки в провинции в большинстве своем ложится на "плечи" местных банковских организаций, которые просто не обладают долгосрочными кредитными ресурсами. Именно поэтому ипотека невозможна без АИЖК. По данным агентства, с 2003 по 2005 гг. оно получило госгарантии на сумму порядка 9 млрд руб. На 1 мая 2005 г. по схеме АИЖК предоставлено 16,5 тыс. кредитов на 6,6 млрд руб. по средней ставке 15% годовых.

Вчера Владимир Путин распорядился предоставить агентству серьезные государственные гарантии. Это распоряжение должно поставить точку в споре между Минфином и АИЖК. Изначально Минфин предлагал вообще полностью убрать господдержку по облигациям агентства, а оно само категорически возражало против этого, считая, что отсутствие госгарантий может свести на нет развитие массовой ипотеки в России. В результате Минфин пошел на компромиссный вариант – оставив господдержку как таковую, но значительно ее урезав. Вместо госгарантий в размере 263 млрд руб. до 2010 г., на предоставлении которых настаивал АИЖК, Минфин согласился выделить на эти цели только 152 млрд руб.

Однако даже теперь, когда конфликтующие стороны разведены по углам самым главным арбитром, в Министерстве финансов не собираются просто так сдаваться. По информации участников ипотечного рынка, в Минфине по-прежнему не могут согласиться с тем, что инструментом господдержки должно выступать только АИЖК, и планируют провести конкурс между различными участниками ипотечного рынка на предоставление средств господдержки. Получить официального комментария в Минфине не удалось.

Но об этих планах осведомлены и в АИЖК. Как сообщил RBC daily начальник управления федеральных программ АИЖК Денис Гришухин, в бюджете в 2006 г. предусмотрены госгарантии в размере 14 млрд руб. "Мы считаем, что эта сумма должна быть предоставлена именно АИЖК, поскольку никто иной не имеет такого механизма, который позволил бы их использовать. В последнее время агентство создало инфраструктуру ипотечного рынка в большинстве регионов. В систему рефинансирования включено уже 86 регионов, и в большинстве из них осуществляется реальный выкуп ипотечных кредитов. В случае проведения такого конкурса мы готовы в нем участвовать, но не думаю, что у нас будет много реальных конкурентов", – сказал он. Впрочем, по словам Дениса Гришухина, проблема заключается не в самом конкурсе, а в последствиях. По его мнению, его проведение создаст дополнительные бюрократические проволочки, и средства господдержки будут предоставлены с задержкой практически на год.

По мнению Дениса Гришухина, увеличения объема госгарнатий недостаточно для развития массовой ипотеки. "Необходимо сформировать механизм их предоставления и нормативную базу, – считает он. – Сейчас одна из основных проблем российской ипотеки – это невозможность выпуска ипотечных ценных бумаг в связи с отсутствием нормативной базы, а это основной механизм привлечения средств. Созданный нами механизм рефинансирования предполагает привлечение основного объема средств с рынка, а не из бюджета. Кроме того, надо обеспечить долгосрочность и предсказуемость господдержки за счет мер по увеличению уставного капитала, которыми обеспечивается стабильность системы рефинансирования, и повысить эффективность господдержки. Ее форму в виде госгарантий мы считаем неэффективной. Мы предлагаем закрепить долгосрочную ответственность государства по обязательствам агентства".

Впрочем, несмотря на заявление президента, в ближайшие годы ипотека в нашей стране вряд ли имеет шансы стать хоть сколько-то массовой. Так считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. "Меры эти полезные, но в стратегической перспективе, – сказал он. – Насколько это будет способствовать становлению рынка, сейчас трудно оценить. Я думаю, что развитие ипотеки – задача очень долгосрочная. О каком-то позитивном эффекте можно будет говорить не раньше, чем через 5-6 лет. Сегодня ипотечные кредиты физическим лицам в общем составляют всего лишь 3%".

Маргарита Парфененкова

Главное