Городская недвижимость, 30 июн 2005, 10:27

Ипотека может стать доступнее

АИЖК считает процедуру оформления госгарантий слишком бюрократичной.
Читать в полной версии

Министерство экономического развития и торговли направило в правительство проект концепции развития системы рефинансирования ипотечных кредитов в России. Этот документ положил конец спору между Минфином и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Первое предлагало убрать господдержку по облигациям второго, а последнее категорически возражало против этого, считая, что отсутствие госгарантий может свести на нет развитие массовой ипотеки в России. В результате в концепции был отражен компромиссный вариант – господдержка как таковая остается, но в весьма урезанном виде, что в АИЖК восприняли без особой радости. Но при этом агентство надеется, что нехватку объемов господдержки можно будет компенсировать за счет изменения ее формы – увеличения сроков этой поддержки, отражения в бюджете РФ реальных (а не гипотетических) рисков дефолта АИЖК, а также упрощения бюрократического механизма оформления госгарантий.

АИЖК было создано правительством РФ в 1997 г. Основная миссия агентства – способствовать развитию ипотеки, выкупая у банков закладные на недвижимость. Для того чтобы получить средства на их выкуп, АИЖК под госгарантии выпускает облигации, которые размещает среди инвесторов. По данным агентства, с 2003 по 2005 г. АИЖК получило госгарантии на сумму порядка 9 млрд руб. На 1 мая 2005 г. по схеме АИЖК предоставлено 16,5 тыс. кредитов на 6,6 млрд руб. по средней ставке 15% годовых. Деятельность АИЖК особенно актуальна для региональных банков, у которых не хватает собственных средств для развития ипотечного кредитования. Сейчас агентство имеет договоры с банками почти из 80 регионов России.

О том, что государство должно перестать выдавать гарантии под облигации АИЖК, Минфин заявил во время планирования федерального бюджета на 2006 – 2008 годы. Министерство предположило, что АИЖК может не выполнить свои обязательства в результате разрыва по срокам привлекаемых заимствований (на 7-8 лет) и выкупаемых закладных (до 27 лет), а также в результате падения цен на недвижимость. В этом случае нагрузка ляжет на госказну. На это АИЖК возразило, что «аргументация Минфина в плане отмены госгарантий не выдерживает серьезной критики» и что, согласно его расчетам, даже в случае возникновения дефолта, аналогичного тому, что был в 1998 году, с выстроенной АИЖК системой ничего не случится. В свою очередь эксперты, узнав о предложениях Минфина, на все голоса заговорили о том, что о развитии доступной ипотеки в этом случае можно будет забыть. По их словам, государственные гарантии являются необходимым условием развития ипотечного рынка во всех развитых странах. А России подобная система необходима как воздух, если учесть низкую обеспеченность населения жильем.

На днях стало понятно, что компромисс был найден. В начале этой недели МЭРТ сообщило о внесении в правительство концепции развития системы рефинансирования ипотечных кредитов в России до 2010 года, в которой как таковые госгарантии по облигациям АИЖК оставлены. Правда, в урезанном виде. Так, агентство настаивало на предоставлении до 2010 года гарантий в размере 263 млрд руб., но выделено на эти цели оказалось только 152 млрд руб. Что, впрочем, в АИЖК восприняли без особой радости. Как сообщил RBC daily начальник управления федеральных программ АИЖК Денис Гришухин, «сокращение объема господдержки некоторым образом, конечно, ограничит развитие системы ипотечного кредитования в целом». Но это можно будет наверстать за счет других моментов, отраженных в концепции.

Речь идет о существенном изменении самого формата господдержки. Во-первых, по мнению Дениса Гришухина, должны быть увеличены ее сроки. «Сейчас сроки этой поддержки составляют год. Этот срок ничтожно мал и не позволяет системе стабильно развиваться, – считает эксперт. – Банки должны быть уверены в ликвидности выданных кредитов не только в течение 12 месяцев, но и на более длительное время. В США господдержка оказывается в течение нескольких десятков лет. Это позволяет ипотеке существовать не за счет завышенных процентов, а за счет больших оборотов при низком проценте. Для России этот срок должен составлять не меньше пяти лет. Если срок меньше, то невозможно планировать серьезные проекты. А чтобы механизм был прочным, этот срок должен быть закреплен законодательно».

Во-вторых, в бюджете должны быть отражены реальные, а не предполагаемые, как сейчас, риски дефолта АИЖК по своим обязательствам. «Сейчас риск закладывается в стопроцентном объеме от обязательств агентства – на тот случай, если АИЖК ничего не сможет заплатить по своим обязательствам, – говорит Денис Гришухин. – Однако реальный риск исполнения госгарантий не превышает нескольких процентов – всего наши банки-агенты выдали свыше 18 тысяч кредитов, на которые пришлось менее 10 дефолтов. Отражение реального риска позволит существенно сократить нагрузку на бюджет».

В-третьих, отмечает эксперт, в концепции есть предложения АИЖК по упрощению бюрократического механизма оформления госгарантий. Сейчас на каждый выпуск своих облигаций АИЖК вынуждено оформлять отдельный договор с Минфином на предоставление госгарантий. Оформление занимает порядка 9 месяцев. «Это слишком долго, в результате чего снижается эффективность управления финансовыми потоками, что приводит к риску возникновения дополнительных убытков, – резюмирует г-н Гришухин. – В концепции мы предлагаем отказаться от оформления отдельной госгарантии на каждый выпуск облигаций АИЖК, а дать агентству возможность самостоятельно осуществлять эти выпуски в заданных правительством рамках».

Светлана Барсукова

Главное