Городская недвижимость, 17 мая 2005, 14:57

На Соколе опять неспокойно

В Москве в районе Сокол вновь разгорается масштабный конфликт между жителями и строителями, ведущими уплотнительную застройку. Жители Сокола утверждают, что у них на руках имеется целый ряд заключений, свидетельствующих о том, что строительство ухудшает условия жизни в прилегающих домах.
Читать в полной версии

В Москве в районе Сокол вновь разгорается масштабный конфликт между жителями и строителями, ведущими уплотнительную застройку. Жители района протестуют против строительства высотки «Мономах» компанией «Баркли» в непосредственной близости от соседних домов. Они утверждают, что у них на руках имеется целый ряд заключений, свидетельствующих о том, что строительство ухудшает условия жизни в прилегающих домах. В компании против этого не возражают, но ссылаются на управу, которая разрешила им строительство. Сама же управа района Сокол игнорирует народные волнения, несмотря на провозглашенный московской мэрией курс на нахождение компромисса при ведении уплотнительной застройки, а также не дает никакой информации о планах застройки района. Это, по сути, и заставляет жителей протестовать против присутствия строителей, а также способствует появлению слухов о том, что строители хотят снести едва ли не все дома в районе.

Корпорация «Баркли» основана в июне 1993 г. и является инвестиционно-строительной компанией полного цикла. За время своей деятельности корпорация построила и ввела в эксплуатацию около 200 тыс. кв. м жилых и нежилых помещений более чем 30 объектов. Первыми крупными проектами, в которых компания принимала участие как управляющий проектом и генеральный подрядчик, были Черкизовский дворец детей и молодежи, магазин «Детский мир» на проспекте Мира, супермаркет в Мытищах и управление внутренних дел района Северное Измайлово. С 1995 г. компания занимается реализацией коммерческих строительных проектов. Компания построила несколько элитных домов в районе Остоженки. В настоящее время, как следует из информации, размещенной на официальном интернет-сайте компании, она реализует два проекта: элитный «Дом у Никитских ворот» и дом бизнес-класса «Мономах». Вокруг последнего не утихают споры.

Напомним, первый скандал разгорелся около полутора лет назад и был связан с процессом подготовки площадки под строительство: компания «Баркли» для того, чтобы расчистить место для «Мономаха», снесла детскую спортивную школу олимпийского резерва «Виктория». Тогда же возникла история с неожиданным увеличением количества этажей в доме: сначала предполагалось построить дом в 25 этажей, но потом выяснилось, что этажность увеличена до 30. Сколько этажей будет в доме, неизвестно до сих пор. Впрочем, такой подход вполне традиционен для многих строителей, несмотря на многократные заявления мэра Москвы Юрия Лужкова о недопустимости подобной практики, и называется внесением изменений в проект. Теперь жители района Сокол утверждают, что дом «Мономах» нарушит инсоляцию в 12 квартирах в доме № 11 по улице Алабяна. «У нас на руках есть копия заключения Мосгорэкспертизы о том, что после окончания строительства в 12 квартирах дома № 11 по улице Алабяна будет нарушена инсоляция, – сообщила RBC daily зампредседателя инициативной группы граждан Валентина Федотова. – В этом случае закон обязует компанию приостановить или вовсе прекратить строительство». В «Баркли» RBC daily сказали, что они будут искать пути урегулирования этой проблемы. «Мы разбираемся с проблемой, – заявил RBC Daily вице-президент компании Дмитрий Бахарев. – В настоящее время работа с жителями ведется, и, уверен, мы сможем найти компромисс».

Впрочем, как утверждает г-жа Федотова, это не единственное нарушение в ходе строительства дома. «Мы знаем, что строительство этого дома началось без исходно-разрешительной документации, – говорит она. – У нас на руках есть письма из двух инспекций: инспекции государственного архитектурно-строительного надзора и административно-технической инспекции, в которых говорится, что работы на этой площадке ведутся самовольно. Более того, есть такое же письмо из Комиссии по незаконному строительству, возглавляемой [главой столичного стройкомплекса Владимиром] Ресиным. Разрешение на строительство от инспекции государственного архитектурно-строительного надзора было получено тогда, когда строительство дошло до первого этажа. Это случилось лишь в феврале, до этого у компании был только ордер на содержание территории, без права ведения строительных работ. Заключение экологической экспертизы было получено лишь в апреле, когда строился третий этаж». В «Баркли» эти факты отрицают. «Это строительство финансирует Сбербанк, а он очень строго подходит к формальной стороне дела, – утверждает Дмитрий Бахарев. – Кредитная линия нам была открыта только тогда, когда были получены все необходимые документы. Поэтому мы просто не могли вести строительство без разрешений».

Инициативной группе удалось привлечь на свою сторону большинство жителей соседних домов, которые так или иначе страдают от уплотнительной застройки. «Я вышел утром из дома и увидел, что какие-то люди выкапывают старые деревья в нашем дворе. В ответ на мой вопрос мне сказали, что якобы по нашему двору пройдет дорога к стройке, так как все подъезды к самому «Мономаху» были заняты под строительство. И якобы управа дала добро на подобное варварство», – говорит один из местных жителей. Недовольством граждан активно пользуются различные политические силы, прежде всего близкие к левой оппозиции. «Жители старого московского района Сокол со сложившейся за десятилетия инфраструктурой не хотят, чтобы в результате строительства по соседству небоскребов в их домах появлялись трещины (при этом, если степень износа зданий составит более 60%, существующие дома подлежат аварийному выселению), – прокомментировал RBC daily ситуацию координатор Комитета защиты прав граждан (КЗПГ) Сергей Селиванкин. – Жители не хотят ухудшения норм инсоляции, следствием которого станет резкое падение рыночной стоимости жилья. Люди хотят, чтобы соблюдались их гражданские права и не нарушался нормальный уклад жизни. 5 апреля 2005 г. КЗПГ по обращению инициативной группы жителей сделал запрос в муниципальное собрание района Сокол с просьбой предоставить жителям копии протокола по вопросу строительства жилого дома по следующим адресам: ул. Алабяна, вл. 13 (территория спортшколы № 73) и ул. Алабяна, вл.13a (территория бывшего ведомственного детского сада «Малыш» ЦКБ «Алмаз»). Ответа до сих пор нет».

Управа района Сокол действительно не реагирует на вопросы граждан. В частности, представитель управы заявил RBC daily, что жителям проект дома не предоставлялся, а потому они не могут судить о нарушении нормы инсоляции. На вопрос RBC daily, является ли проект секретным, был получен ответ, что проект не является секретным, но они его давать не обязаны. Напомним, что мэрия Москвы в настоящее время ведет политику открытого диалога с жителями по вопросам нового строительства и постоянно говорит о том, что нельзя отмахиваться от требований горожан. «Мы проводим обучение чиновников и строителей на тему того, как не «отмахиваться» от требований граждан, не игнорировать их, а искать конструктивные решения возникающих проблем, осуществлять разумные, взаимоприемлемые компромиссы», – сказали RBC daily в пресс-центре стройкомплекса мэрии Москвы. Очевидно, очередь учиться чиновникам управы района Сокол уже подошла, поскольку, как утверждают граждане, представители управы регулярно игнорируют попытки жителей побеседовать с ними. «В воскресенье, 10 апреля, жители микрорайона совместно с Комитетом защиты прав граждан провели митинг протеста против данной стройки, – говорит Сергей Селиванкин. – Заранее инициативная группа занесла в управу района приглашение ответственным представителям придти на митинг. Однако местные власти проигнорировали это мероприятие. Видимо, им нечего было сказать гражданам».

Интересно, что глава управы Фазиль Марданович Измайлов, известный журналистскими опытами, написал в прошлом году в одной из своих статей буквально следующее: «Чтобы знать настроения, запросы людей, нужна постоянная и надежная обратная связь. Она у нас налажена. Четыре года подряд наш район занимает первое место в городе по уровню информированности населения. Мы добиваемся прозрачности, открытости работы управы и... облегчаем себе жизнь. Ведь больше всего ее усложняют невысказанное недовольство людей, загнанные внутрь наболевшие проблемы. Они все равно выйдут наружу, прорвутся, потребуют решения». Между тем закрытость управы порождает различные слухи, например, что вслед за спортшколой и расположенным рядом с ней детским садом будут снесены едва ли не все прилегающие дома под элитную застройку

Елена Тофанюк

Главное