Городская недвижимость, 04 мар 2005, 10:05

Москву перестроят до самых до окраин

Аналитики с тревогой наблюдают за тем, как падает деловая активность в России. Однако российская экономика пока еще растет, и спрос на офисные помещения продолжает увеличиваться – в первую очередь, разумеется, в столице.
Читать в полной версии

Аналитики с тревогой наблюдают за тем, как падает деловая активность в России. Если так пойдет и дальше, ни только об удвоении ВВП говорить уже не придется, но и стагнации будет не избежать. Однако российская экономика пока еще растет, и спрос на офисные помещения продолжает увеличиваться – в первую очередь, разумеется, в столице.

Между тем по объему предложения качественной коммерческой недвижимости московский рынок еще весьма далек от насыщения. По оценкам экспертов, на один из крупнейших в мире мегаполисов приходится порядка 3 млн кв. м офисных площадей. Для сравнения, в Париже и Лондоне, где официальная численность населения даже чуть ниже, чем в Москве, данный показатель составляет 45 и 19 млн кв. м соответственно. Так что не удивительно, почему в России данный сектор экономики переживает период интенсивного развития. И если в ближайшие годы никаких катаклизмов не случится, то к 2008 г. общее количество офисных площадей на московском рынке, по некоторым оценкам, должно увеличится в два раза по сравнению с уровнем прошлого года.

Не так давно Аналитический центр "Индикаторы рынка недвижимости" провел масштабное полевое исследование рынка новых и реконструированных московских бизнес-центров. "Всего на сегодняшнем рынке представлено 60 новых или реконструированных бизнес-центров, общей площадью более 1 млн кв. метров. Для офисного рынка, менее емкого, чем рынок жилья, эта цифра является огромной. Она представляет собой объем первичного офисного рынка примерно за 2 года, включая практически все объекты со сроком сдачи госкомиссии в 2005 г., а также часть объектов 2004 и 2006 годов. Следовательно, за год в Москве строится (и реконструируется) более полумиллиона квадратных метров офисных площадей, что совпадает с оценками основных операторов офисного рынка", – говорится в отчете.

Из 60 бизнес-центров 40 представляют собой строительство "с нуля". Причем, 36 из этих 40 зданий – офисы класса А (высшей категории), построенные и оборудованные по последнему слову техники. Остальные 24 бизнес-центра соответствуют классу В. Большая часть строений без торговых площадей (здесь располагаются исключительно офисы), и только 6 зданий совмещают в себе обе функции. Таким образом, данные исследования подтверждают, что наиболее востребованы на сегодняшний день именно высококачественные офисные помещения.

Большинство зданий предлагается только к сдаче в аренду, и лишь в 9 бизнес-центрах площади можно выкупить в собственность. Средняя цена помещений класса А составляет $2,677 за кв. м, класса В – $2,203. Эти цены заметно ниже стоимости квадратного метра жилья в новых элитных домах центрального округа, которая в среднем находится на уровне $5 тыс., а в отдельных случаях превышает $10 тыс., отмечают авторы исследования. Средняя стоимость аренды офисов класса А составляет $647 за кв. м в год (с учетом расходов на эксплуатацию, но без учета НДС). Средняя стоимость аренды офисов класса В – 426$ за кв. м в год.

Согласно собранным IRN.Ru данным, пока что офисные новостройки по-прежнему расположены преимущественно в центральных районах города. Однако, по мнению аналитиков, уже в ближайшем будущем свободных земель "неподалеку от Кремля" вовсе не останется, и децентрализация офисного строительства станет более заметной. Для простых же сотрудников столичных компаний отрадным может показаться тот факт, что новые бизнес-центры тяготеют к станциям метро.

Если на рынке жилья работают только российские компании, "ориентированные на отечественного покупателя с его спецификой и психологией", то "весь рынок коммерческой недвижимости, и в том числе офисный рынок, насквозь пронизан иностранным духом", отмечают исследователи. По крайней мере, в первую десятку операторов на первичном офисном рынке Москвы по количеству предлагаемых объектов вошли только иностранные компании. "Во многом это сложилось исторически. В девяностых годах львиную долю потребителей дорогих офисов составляли иностранные компании. Они задали свои стандарты строительства и формата использования офисных площадей", говорится в документе.

Вместе с тем, руководитель IRN.Ru Олег Репченко особо подчеркивает закрытость данного сегмента рынка, что не позволяет сделать полноценной оценки доли компаний, вошедших в исследование. "Квартирный рынок в свое время тоже находился в подобном состоянии, но теперь стал гораздо прозрачнее. Как показала практика, существует масса способов получить нужную информацию, несмотря на все чинимые препятствия. И открытый обмен данными, как и предоставление всей информации о товаре любому заинтересованному лицу, больше способствует развитию рынка, нежели "игра в прятки", – констатирует он.

Анастасия Кавестникова

Главное