Городская недвижимость, 08 фев 2005, 15:56

Москва станет похожей на воронку

Участники рынка полагают, что подземное строительство является альтернативным способом решения московского земельного вопроса и поиска дополнительных площадей под застройку.
Читать в полной версии

В понедельник глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин опроверг информацию о строительстве подземного «города» под Комсомольским проспектом. Накануне о таких планах заявил соратник г-на Ресина, главный столичный архитектор Александр Кузьмин. По словам последнего, под Комсомольским проспектом в районе Фрунзенской набережной было бы неплохо сделать подземное пространство, где расположились бы прогулочная и торговая зоны. Между тем участники рынка и инвесторы полагают, что подземное строительство, наряду с высотным, является альтернативным способом решения московского земельного вопроса и поиска дополнительных площадей под застройку. Впрочем, как известно, специалисты уже неоднократно предупреждали об опасности подобного строительства.

Собственно уже сейчас в разработке находятся несколько проектов подземных комплексов. В частности, работы по обустройству подземного пространства под Белорусским вокзалом ведет компания «Африка-Израиль», принадлежащая Льву Леваеву. Пространство под Павелецким вокзалом будет обустраивать «Ингеоком». Известно также о намерении сделать подземную зону под Пушкинской площадью, однако инвестор этого проекта пока не определен. Претендентов двое: все те же «Ингеоком» и «Африка-Израиль». Кроме того, известно, что некая подземная зона расположится под воссоздаваемой гостиницей «Москва», свой подземный «город» также предполагается сделать и в районе «Москва-Сити». Подземный этаж будет в реставрируемом Манеже, но здесь обещают ограничиться всего лишь парковкой. В пятницу же главный архитектор Москвы Александр Кузьмин озвучил свое желание создать подземную зону под Комсомольским проспектом в районе Фрунзенской набережной. Владимир Ресин, впрочем, в понедельник опроверг эту информацию. «О таких планах мне ничего не известно», – заявил он RBC Daily.

Между тем инвесторы считают подземное строительство весьма перспективной темой и говорят о появлении новой тенденции в строительстве коммерческой недвижимости в российской столице. «В Москве, особенно в центральной части города, строить уже негде, земли очень и очень мало, – сказал RBC Daily директор по развитию компании Swiss Realty Group Илья Шершнев. – Единственный выход – «зарываться» под землю. Торговый комплекс «Охотный ряд» был лишь первой ласточкой, хотя и имел много проблем при строительстве. Москва полностью застроена, а инвесторам нужно вкладывать средства. В пользу подземного строительства говорит еще и существующее в центре города архитектурное ограничение по высоте возводимых зданий (застройка в центральной части города должна быть низкоэтажной. – RBC Daily). Например, на Остоженке проще построить пять этажей вниз, чем пять этажей вверх. Подземное строительство – альтернативный способ решения вопроса нехватки земли для застройки в центральной части города. Тем более что весь имеющийся мировой опыт свидетельствует в пользу такого строительства. Во всем мире торговые комплексы, супермаркеты и парковки размещаются под землей». При этом г-н Шершнев отметил, что инвесторов не пугает проблема сложных московских грунтов. «Это вопрос профессионализма строителей», – пояснил он. Напомним, что специалисты неоднократно предупреждали о необходимости острожного подхода к строительству подземных комплексов, особенно при выборе места их расположения. Московские недра в некоторых местах насыщены карстовыми пустотами, а кое-где встречаются и плывуны. Чрезмерное увлечение подземным строительством может привести к осадке грунта.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин между тем считает, что глубину «закапывания» в землю стоит ограничить четырьмя ярусами. «Не думаю, что стоит «лезть» вглубь более, чем на три яруса, – сказал он в пятницу в ходе своей пресс-конференции. – Возможно, имеет смысл сделать четвертый этаж, который будет техническим». По мнению главного архитектора, более глубокие комплексы будут некомфортными для людей. «Мне бы не хотелось ставить машину на минус седьмом этаже», – пояснил он свое предложение. При этом семь уровней под Манежной площадью г-н Кузьмин объяснил требованиями геологии. «Там мы были вынуждены так глубоко копать, чтобы было на что опереться», – сказал он. Таким образом, учитывая ограничение по этажности строительства в центре города, можно прогнозировать быстрое освоение подземного пространства. При этом в остальных частях города мэрия планирует активно развивать высотное строительство. Владимир Ресин как раз на днях вернулся из Японии, где занимался изучением опыта строительства высотных зданий.

В понедельник Владимир Ресин сообщил, что японский опыт строительства высотных зданий, безусловно, будет использован в Москве. «В Японии нас интересовал в первую очередь вопрос безопасности», – сообщил г-н Ресин. Напомним, что некоторое время назад московское правительство инициировало проверку всех столичных высоток, построенных и строящихся, на предмет их соответствия требованиям безопасности. Проверка была связана с обнаружением нарушений этих требований при реализации некоторых проектов. Кроме того, в результате предстоящего анализа власти намерены сформулировать требования к небоскребам, которые будут строиться в российской столице. По всей видимости, для этого и потребовалось изучение японского опыта. «Япония расположена в сейсмоопасной зоне, – сказал Владимир Ресин. – Те здания, которые они строят в 40-50 этажей, способны выдерживать землетрясения в 8-9 баллов благодаря гибким конструкциям. Я, правда, представил себя находящимся в лифте такого здания в момент землетрясения. У него же амплитуда 2-3 метра. Конечно, все понимают, что ничего страшного не произойдет, но все же приятного в таком болтании на высоте мало». После чего Владимир Ресин добавил, что опыт японского строительства небоскребов будет использован в Москве. «Мы станем строить с учетом не сейсмической опасности, а терроризма», – подчеркнул он. Каким образом здания, раскачивающиеся с амплитудой в 2-3 метра, помогут бороться с террористами, г-н Ресин не пояснил.

Елена Тофанюк

Главное