Городская недвижимость, 22 июл 2004, 15:59

"Диверсанты" подрывают рынок недвижимости

Эксперты и участники рынка недвижимости занимались поиском виноватого в падении спроса на жилье.
Читать в полной версии

Участники и аналитики рынка недвижимости обсуждали в среду на профессиональном круглом столе проблему кризиса на рынке недвижимости. Главные вопросы, на которые собравшиеся пытались найти ответы, – есть ли кризис на рынке и возобновится ли рост цен. На оба вопроса были даны положительные ответы в первые же минуты разговора. Все остальное время аналитики и участники рынка искали виновников кризиса: в итоге ими оказались федеральные власти и журналисты, которые (и те и другие) ввели народ в заблуждение относительно ситуации на рынке недвижимости. Впрочем, истинная цель собрания стала ясна лишь в конце мероприятия.

Главный вопрос, волнующий всех участников рынка недвижимости, – не случится ли падения цен, – был задан в самом начале круглого стола под названием: «Рынок недвижимости: каникулы или стагнация?». И на него все без исключения участники дали отрицательный ответ. «Нет, нет и нет», – как заклинание повторяли друг за другом риэлторы, строители и аналитики. После того как ответ на данный вопрос был найден столь быстро, перед экспертами в полный рост встала другая проблема: если все так просто, ради чего же мы здесь сегодня собрались? Впрочем, аналитики быстро взяли себя в руки и решили заняться обсуждением текущего кризиса на рынке. Приглашенный ведущий мероприятия извлек откуда-то цифры, свидетельствующие о сокращении количества сделок на рынке жилья в летние месяцы. «Я вам не скажу, где я взял эти цифры, но они из надежного источника», – заявил он, попросив экспертов дать свою оценку происходящему. Эксперты дали оценку цифрам, назвав их некорректными. «Нельзя брать цифры за месяц, надо смотреть как минимум за полгода, – заявил начальник отдела перспективных проектов Департамента инвестиционных программ строительства Москвы Евгений Леонов. – Потому что сделки бывают разные». Правда, что сие означало, г-н Леонов не стал объяснять.

Однако попытки объявить кризис несуществующим пресек аналитик Юрий Кочетков, заявивший, что кризис есть, начался он весной и никоим образом не является сезонным спадом. Выражается же кризис в увеличении количества предложения и снижении уровня спроса на рынке недвижимости. То же самое заметили и в риэлторской компании «Инком», представитель которой прямо сказал, что у них появилось больше квартир на продажу, но желающих купить квартиру стало меньше. При этом рост предложения представитель компании объяснил тем, что в результате банковского кризиса на рынке появилось много «альтернативщиков» – тех, кто теперь, вынув деньги из банка, решил старую квартиру поменять на новую с доплатой. Правда, того факта, что в данном случае на рынке должно было бы появиться точно такое же количество желающих купить квартиру, выступающий либо сделал вид, что не понимает, либо в самом деле не понял. Зато в качестве аргумента стабильности на рынке привел цены предложения, которые не падают. «Каждый новый объект выставляется по большей цене», – считает он. О том, по какой цене этот объект продается, участник дискуссии предпочел умолчать. Впрочем, скрывать наличие кризиса после этого стало как-то неудобно, и припертые к стенке участники тут же решили заняться поиском виновных.

Виновных оказалось двое: госчиновники и журналисты. Первые зачем-то начали рассказывать о рынке доступного жилья, вторые неверно поняли первых и решили, что «доступное» значит «дешевое». «Господа журналисты подпортили рынку жилья», – заявил один из участников мероприятия. Правда, что именно подпортили – не объяснил. Зато объяснил, каким образом «подпортили» – «внесли смуту» в умы неразумных клиентов, которые теперь не хотят покупать квартиры по завышенным ценам и имеют наглость торговаться, требуя цену снизить. При этом покупатели, по мнению заместителя генерального директора «ДСК-1 и компания» Андрея Паньковского, не понимают, что рост цен для них же является благом. «Падение цен на рынке жилья не выгодно ни федеральному правительству, ни московской мэрии, ни покупателям, – сказал он. – Почему оно не выгодно московскому правительству, я объясню потом». Однако так и не объяснил. Зато объяснил, почему рост цен выгоден покупателям. «Многие люди улучшают свои жилищные условия, – считает г-н Паньковский. – Квартира, которую они продают, дорожает, и та, которую они хотят купить, тоже дорожает. Таким образом, разница в цене сохраняется». Было не совсем очевидно, понял ли г-н Паньковский сам, что он сказал. Также не было понятно, осознает ли г-н Паньковский тот простой факт, что в случае падения цен или их стабильности ситуация точно такая же: разница сохраняется. Видимо, поняв, что сказал что-то не то, спикер переключился на более доступную ему тему и начал убеждать собравшихся в том, что цена на жилье растет потому, что цемент дорожает. Впрочем, каким образом цена цемента, составляющая несколько процентов в себестоимости строительства, может влиять на продажную цену жилья, превышающую в несколько раз себестоимость, г-н Паньковский не объяснил. Впрочем, его никто и не спрашивал: все, похоже, и так понимали, что цемент-то здесь ни при чем.

В таком ключе поговорили еще немного, попутно попытались выяснить, что же имел в виде президент, когда говорил о создании рынка доступного жилья, но запутались окончательно. Сертифицированный аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов догадался, что имеется в виду воспитание нового, ответственного человека, который не будет в ближайшие двадцать лет (пока должен банку) пить и употреблять наркотики, а будет хорошо работать. Собравшиеся посмотрели на сертифицированного аналитика с сомнением. И тут настал момент истины: Евгений Леонов решил внести ясность в цели мероприятия. «Мы в апреле у себя в ДИПСе проводили такой же круглый стол, – с неожиданным азартом сказал он. – Его целью было поднять уровень продаж, который к тому моменту был довольно низким. И мы его подняли. Так что мы использовали вас, господа журналисты». Г-н Леонов при этом веселился как ребенок.

Елена Тофанюк

Главное