Городская недвижимость, 27 апр 2009, 14:13

Новшества на рынке коммерческой недвижимости

Кризис продолжает будоражить российскую экономику и оказывать негативное влияние на рынок как жилой, так и коммерческой недвижимости. Первым на рынке коммерческой недвижимости такое влияние кризиса ощутил на себе российский офисный рынок, как наиболее развитый из всех сегментов коммерческой недвижимости в РФ.
Читать в полной версии
 

"Распродажа" офисной и дефицит торговой недвижимости

Кризис продолжает будоражить российскую экономику и оказывать негативное влияние на рынок как жилой, так и коммерческой недвижимости. Первым на рынке коммерческой недвижимости такое влияние кризиса ощутил на себе российский офисный рынок, как наиболее развитый из всех сегментов коммерческой недвижимости в РФ.

По данным компании Knight Frank Research, общий объем офисных площадей, замороженных в Московском регионе на стадии строительства, составил на конец 2008 года 730 тыс. кв. м. Слабый спрос со стороны корпоративного сектора вынудил девелоперов начать снижение ставок аренды. Многим компаниям-арендаторам в конце 2008 года пришлось отменять планы расширения бизнеса и сокращать штат сотрудников. Как следствие, у таких компаний значительно уменьшилась потребность в офисных помещениях. В результате часть ранее поглощенного предложения вернулась на рынок в виде субаренды, а также в результате разрыва договоров аренды. По состоянию на февраль 2009 года общий объем предлагаемых в субаренду площадей на московском рынке офисной недвижимости оценивался в 110 тыс. кв. м. По итогам первого полугодия ожидается дальнейший рост рынка субаренды, объем которого составит не менее 150 тыс. кв. м офисных площадей классов A (преимущественно) и B.

Сегодня спрос на качественные офисные помещения значительно снизился в связи с замедлением развития бизнеса в финансово-банковской сфере, а также в ряде других секторов экономики. Как отмечают аналитики Knight Frank, давление на рынок продолжается, что ведет к дальнейшему падению арендных ставок.

Продолжают снижаться и цены на коммерческую недвижимость. Так, по данным консалтинговой компании RRG, в марте 2009 года средневзвешенная цена квадратного метра на московском рынке коммерческой недвижимости составляла 4628 долларов, что на 5% ниже, чем просили за "квадрат" в феврале. По многим объектам снижаются цены экспонирования, в отдельных случаях снижение может достигать 50% по сравнению с ценами лета - осени 2008 года. В то же время на рынке все еще достаточно объектов, цены экспонирования по которым не снижаются или снижаются незначительно. Конечно, собственники готовы обсуждать продажу по более низким ценам, но только в процессе переговоров с конкретным покупателем.

В структуре предложения произошли довольно сильные изменения, сообщили аналитики RRG. Лидирующее положение (по общей площади) занимают офисные помещения. Их доля существенно возросла и составила в марте 64%. Это самый высокий показатель за весь период мониторинга: ранее его значение практически никогда не превышало 60%. На втором месте в структуре предложения по общей площади объектов находится сегмент производственно-складских помещений, занимающий 20,8% рынка. Доля торговых предложений значительно снизилась и составляет 11,2%.

В марте 2009 года на рынке экспонировались преимущественно небольшие торговые помещения, говорится в отчете RRG. Особенно масштабно это проявилось в периферийной части города, где средняя площадь объектов уменьшилась на 20%. Одновременно снизился и объем предложения вне Садового кольца - на 6% по количеству, на 25% - по общей площади и на 22% - по общей стоимости. Причем ушли с рынка в основном крупные объекты, о чем свидетельствует снижение средней площади объекта. Оба этих фактора повлекли за собой рост средневзвешенной цены торговых помещений вне Садового кольца на 4%.

Доля торговых помещений, предлагаемых в центре Москвы, наоборот, увеличилась с 6,2% до 8,3%. Впрочем, здесь ситуацию можно назвать стабильной - объем предложения практически не изменился, средняя площадь объекта по-прежнему весьма невелика (350 кв. м), средневзвешенная цена снизилась с февраля на 3%, до 16 050 долл./кв. м.

Если говорить о структуре спроса, пожалуй, самый высокий интерес проявляют покупатели к объектам стрит-ритейла в так называемых "прайм-местах", что подтверждает и количество оферт и сделок по объектам этой категории в RRG, отмечают аналитики компании. Впрочем, данная категория помещений всегда пользовалась особым вниманием инвесторов. И в этом смысле стрит-ритейл можно назвать "островком стабильности", на который в меньшей степени влияет мировой кризис.

В сегменте офисной недвжимости вновь зафиксирован рост объема предложения. Рост объема предложения и величины средней площади объекта сопровождается снижением средневзвешенной цены - в марте, по данным  RRG, средневзвешенная цена в офисном сегменте снизилась по сравнению с февралем на 5% в центре Москвы, составив 9864 долл./кв. м, и на 9% - за пределами Садового кольца (4325 долл./кв. м).

Доля вакантных площадей в сегменте офисной недвижимости продолжает расти как за счет нового предложения на первичном рынке, так и за счет предложения на вторичном рынке. По данным Knight Frank Research, на конец марта уровень вакантных площадей составил 15,5% и 18,5% для помещений класса А и В соответственно. Кроме того, на условиях субаренды предлагается еще около 120 тыс. кв. м (1,3%) площадей.

По данным RRG, в марте было предложено на продажу на 520 офисных объектов общей площадью 1,54 млн кв. м и общей стоимостью 8 млрд долларов. Это на 14% больше, чем в феврале, по количеству объектов, на 23% - по общей площади и на 13% - по общей стоимости. При этом на рынок выходит все больше крупных объектов, о чем свидетельствует рост средней площади экспонируемого объекта. За март эта величина на 8% превысила февральский уровень и составляет 2960 кв. м.

Кризис внес свои коррективы на рынок коммерческой недвижимости, как положительные, так и негативные, что породило новые тенденции. По мнению аналитиков Knight Frank Research, сегодняпредложение на рынке коммерческой недвижимости становится более гибким, появляются новые решения для арендаторов. Например, коворкинг-центры, которые представляют собой небольшие меблированные офисы, оборудованные всем необходимым: телефоном, компьютерами, выходом в Интернет. Арендаторами таких офисов могут быть небольшие компании, начинающие предприниматели, не имеющие возможности снять полноценный офис, фрилансеры.

Василина Багушевская

 

Главное