Городская недвижимость, 22 дек 2009, 17:37

Таунхаусы возрождаются

Рынок таунхаусов пострадал от кризиса не так сильно, как другие сегменты подмосковной загородной недвижимости. По оценкам экспертов, в 2009 году спрос на таунхаусы увеличился, особенно четко рост покупательского интереса прослеживался в экономклассе.
Читать в полной версии

Рынок таунхаусов пострадал от кризиса не так сильно, как другие сегменты подмосковной загородной недвижимости. По оценкам экспертов, в 2009 году спрос на таунхаусы увеличился, особенно четко рост покупательского интереса прослеживался в экономклассе.

На рынке таунхаусов экономкласса с марта по декабрь 2009 года предложение уменьшилось на 10%, поскольку уровень продаж был выше уровня прироста объема предложения, говорится в годовом отчете по рынку таунхаусов компании Urban Group. Впрочем, аналитиками было зафиксировано и повышение спроса в более дорогих сегментах - "премиум" и "бизнес". По данным исследования IntermarkSavills, в 2009 году наблюдался спрос на таунхаусы, располагающиеся в непосредственной близости от мегаполиса: почти 70% всех сделок зафиксированы с объектами в зоне до 20 км от МКАД, 26% - с объектами от 20 до 30 км от МКАД. Специалисты компании отметили, что в уходящем году, в отличие от 2008-го (тогда доля купленных таунхаусов на удалении от 30 км от МКАД составила 25%), покупатели предпочли не рисковать и приобретали таунхаусы ближе к столице, очевидно, учитывая их ликвидность.

В структуре спроса на таунхаусы, по оценкам специалистов, доминируют сделки с квартирами-секциями площадью менее 200 кв. м: 64% всех заключенных в 2009 году сделок (при 31% в 2008 году). В течение 2009 года в два раза уменьшилось число проданных "больших" таунхаусов (от 300 кв. м и выше) - 10% всех сделок (против 25% в 2008 году).

Средняя площадь проданных в 2009 году таунхаусов составила около 200 кв. м. Эти характеристики уступают аналогичным показателям 2008 года примерно на 20%.

Основной спрос приходится на таунхаусы стоимостью до 14 млн рублей. Согласно обзору Urban Group, именно такая ценовая категория интересует порядка 90% покупателей. "Причина - существенное снижение цен на коттеджи. То есть покупатели, располагающие суммой свыше 14 млн рублей, сейчас вполне могут купить коттедж в пределах 20 км от МКАД. Это существенно влияет на верхний ценовой сегмент таунхаусов - "оттягивая" спрос", - уточняется в обзоре. Что касается изменения самой стоимости, то с марта по декабрь 2009 года средняя цена таунхаусов снизилась на 22% - с 75,4 до 58,5 тыс. рублей за 1 кв. м. Во многом это произошло за счет снижения цен в сегменте бизнес-класса. В сегменте экономкласса (таунхаусы стоимостью ниже 14 млн рублей) цены опустились меньше, чем в среднем по рынку - на 7%, с 57,4 до 53,1 тыс. рублей за 1 кв. м. Таким образом, экономкласс подешевел меньше. Сейчас в среднем по рынку стоимость таунхауса площадью 230 кв. м составляет порядка 13,5 млн рублей (в марте 2009 она равнялась 16,9 млн рублей).

По данным IntermarkSavills, среднерыночная удельная цена таунхауса в высокобюджетном сегменте на конец 2009 года составила 2,9 тыс. долларов за 1 кв. м. По состоянию на конец 2009 года среднерыночная цена таунхаусов премиум-класса в течение 2009 года выросла на 5% (до 4,3 тыс. долларов за 1 кв. м); в бизнес-классе, напротив, снизилась на 31% (до 2,5 тыс. долларов за 1 кв. м). Максимальная цена таунхаусов премиум-класса в конце 2009 года достигла 7 тыс. долларов за "квадрат", в поселках бизнес-класса - 6,3 тыс. долларов. Специалисты объясняют рост цен на таунхаусы премиум-класса ограниченностью числа данных объектов, преимущественно реализуемых в уже готовых поселках с развитой инфраструктурой.

Многие эксперты считают, что таунхаусы и в следующем году будут пользоваться стабильным спросом на загородном рынке недвижимости, так как сейчас покупателей интересуют небольшие по площади и цене объекты, коими, если сравнивать с индивидуальными коттеджами, и являются таунхаусы. В будущем в Подмосковье вырастет и предложение. И, скорее всего, произойдет это не за счет строительства отдельных поселков таунхаусов, а с комбинированной продуктовой линейкой, где покупателю предлагается выбор между готовым коттеджем, таунхаусом или земельным участком, ввод которых активно начался в этом и продолжится в следующем году.

Источник инфографики: Urban Group, IntermarkSavills
Главное