Мнения, 29 мар 2010, 17:04

П. Исаев: "Главное преимущество ТРЦ "Речной" – местоположение и оптимальный формат"

Мировой финансовый кризис не мешает девелоперам вводить в эксплуатацию качественные объекты. О ситуации на рынке торговой недвижимости, о новых проектах и перспективах компании мы побеседовали с директором департамента коммерческой недвижимости Сapital Group Петром Исаевым.
Читать в полной версии

Мировой финансовый кризис серьезно отразился на рынке торговой недвижимости Москвы. Однако это не мешает девелоперам вводить в эксплуатацию качественные объекты. О ситуации на рынке торговой недвижимости, о новых проектах и перспективах компании мы побеседовали с директором департамента коммерческой недвижимости Сapital Group Петром Исаевым.

- На прошлой неделе состоялось открытие нового объекта Сapital Group - торгово-развлекательного комплекса "Речной". Расскажите об этом проекте.

- ТРЦ "Речной" представляет собой построенный в соответствии с современными стандартами комплекс, состоящий из четырех наземных и одного подземного этажа и паркинга на 300 машиномест. Общая площадь объекта составляет 30 тыс. кв. м. Сейчас завершено строительство первой очереди, в перспективе торговый центр будет представлен двумя корпусами общей площадью 117 тыс. кв. м.

- Сегодня вводится в эксплуатацию достаточное количество торговых центров. Каковы существенные отличия ТРЦ "Речной"?

- Комплекс находится в районе крупной транспортной развязки - у станции метро "Речной вокзал" и конечной остановки автобусов, следующих в международный аэропорт Шереметьево и в областные города. Поэтому проектом предусмотрено не только возведение ТРЦ, но и строительство транспортно-пересадочного узла, которое Сapital Group реализует в рамках городской правительственной программы. В Москве такой концепции при возведении новых ТЦ реализовано не было, они в основном выполняли исключительно торговую функцию.

- На пресс-конференции, посвященной открытию торгового центра, вы рассказали о том, что на сегодняшний момент сдано в аренду 90% площадей. С чем вы связываете такой успех объекта?

- Этот показатель обеспечивают два главных преимущества: местоположение и формат. Во-первых, "Речной" собирает все транспортные потоки: метро, станцию пересадки на автобусные маршруты в города области и в аэропорт. Во-вторых, отсутствие конкурентов: мы занимаем нишу районных торговых центров, которая на данной территории никем, кроме как ТРЦ "Речной", не представлена. В нашем случае социальный ориентир - обеспечение большинства базовых потребностей жителей данного района - является единственно верным решением, которое гарантированно обеспечивает высокий поток посетителей.

- Вы меняли концепцию проекта за время кризиса?

- Мы поменяли двух якорных арендаторов за восемь месяцев до открытия ТРЦ. Но это не связано с кризисом. Мы провели дополнительное серьезное исследование и приняли решение усилить ТРЦ "Речной" за счет "якорей" - сети магазинов бытовой техники и электроники "М.видео" и детского развлекательного центра "Космик". Для нас это была реконцепция не потому, что мы стали чувствовать себя хуже, а потому, что данное решение позволило нам еще больше укрепить позиции. Все запланированные объемы и концептуальные решения остались неизменными.

- Какие еще арендаторы представлены в новом ТРЦ?

- Всего на территории комплекса расположено более 80 магазинов (одежды, аксессуаров, подарков, товаров для дома и т. д.). Учитывая, что ТРЦ расположен на "пересадочном" пункте, дополнительный упор сделан на предприятия общественного питания. На двух этажах расположены рестораны и кафе: "IL Патио", "Планета Суши", "Торро Гриль", "Тажин", "Теремок", "Кебаб Хаус" и другие.

- Некоторые торговые комплексы стоят полупустые, там мало арендаторов и почти нет клиентов. Почему?

- Если разложить на пять составляющих успех ТЦ, то первые три из них - это расположение, расположение и еще раз расположение, а затем - состав арендаторов и концепция. Если первые три сильно страдают, то последние два вряд ли можно как-то исправить. Хорошие проекты, с удачным месторасположением и грамотной концепцией, востребованы, состав арендаторов в них стабильный, а процент вакантных площадей если и есть, то небольшой. "Непрофессиональные" торговые центры действительно стремительно теряют арендаторов, в первую очередь из-за отсутствия необходимых оборотов у компаний-арендаторов, и соответствия этих оборотов ставке аренды. Можно предположить, что для стабилизации ситуации в данных проектах необходимо либо менять концепцию с целью усиления потока посетителей и проявления интереса со стороны сильных брендов, либо в корне пересматривать финансовые условия для арендаторов.

- Каким образом тогда девелоперам пустующих ТЦ привлекать арендаторов и клиентов?

- Один из удачных примеров - реконцепция "Европарка" на Рублевском шоссе. Девелопер сменил состав якорных арендаторов, и сегодня ТРЦ заполнен. На мой взгляд, следует адекватно оценивать перспективы: сверхприбыль за счет маленьких арендаторов в краткосрочном периоде в долгосрочной перспективе может обернуться провалом ТРЦ.

- За время кризиса на ваших объектах произошла коррекция арендных ставок?

- Существенной коррекции ставок на наших объектах не было, если мы говорим об изменениях, то они носят краткосрочный обоюдовыгодный характер. Дело в том, что Capital Group всегда придерживалась взвешенной политики в отношении ценообразования и принципов сотрудничества. Мы всегда были ориентированы на долгосрочные взаимоотношения с партнерами и заключали контракты на несколько лет, в течение которых действовала фиксированная ставка. Мы никогда не стремились получать сверхприбыль и исполняли условия подписанного контракта, даже на стремительно растущем рынке. Это сыграло свою роль - аренда в наших комплексах была и остается "в рынке", от нас не уходят арендаторы.

- По вашим прогнозам, как будет развиваться рынок торговой недвижимости?

- Торговая недвижимость - сегмент, который восстановится одним из первых. Нужно помнить о том, что для арендаторов это в первую очередь бизнес, который приносит доход: им необходимо возвращать кредиты, которые они брали на развитие, и увеличивать обороты, следовательно, ритейлеры также заинтересованы в развитии и открытии новых магазинов. Другой вопрос в том, что будет еще больший разрыв между профессиональной и непрофессиональной недвижимостью: в процессе «естественного отбора» хорошие вакантные площади будут поглощены, а неудачные проекты - поставлены перед необходимостью проведения реконцепции.

- Есть ли у Capital Group планы дальнейшего строительства новых ТРЦ?

- Несомненно. В конце этого года мы откроем ТРЦ "Авеню 77" около станции метро "Чертановская" площадью 35 тыс. кв. м. Кроме того, сегодня мы активно смотрим новые площадки.

Беседовала Ольга Петрова

Об авторах
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное