Новости компаний, 27 фев 2013, 15:50

Купи автомат и спи спокойно? Нет, нужен арсенал

Читать в полной версии

С 20 по 22 марта в Москве пройдет 7-я международная выставка автоматизированной торговли VendExpo-Russia 2013. В преддверии выставки организатор, компания EMTG, подготовила обзорный аналитический материал о состоянии вендингового бизнеса в России. Данный материал в первую очередь раскрывает аспекты взаимоотношения вендинга и недвижимости.

Вендинговый бизнес находится в шорт листе наиболее перспективных направлений для развития малого и среднего предпринимательства в России. По оценкам собственника крупной вендинговой компании "Комм Пасс" Егора Спиваковского, общий максимальный потенциал российского рынка составляет 1 млн единиц. На сегодняшний день, по данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ), в РФ установлено порядка 55-65 тыс. торговых автоматов (точной цифры нет, максимальные оценки доходят до 80 тыс. единиц), принёсших в 2010 году выручку в 270 млн долларов (более свежей цифры найти не удалось).

От столь низкой базы многие отраслевые эксперты прогнозируют быстрый рост общефедеральной торговли через автоматы - к 2020 году до 2 млрд долларов. В самом деле, уж кому-кому, а нам есть куда развиваться. По данным гендиректора "Фирмы ВАЛЕО" Валерия Ракитского, в наиболее автоматизированной Японии, один торговый аппарат приходится на 23 жителя, в США - на 35, в странах Западной Европы - на 110 человек. А в России? Один автомат примерно на 2500 человек! Собственно, даже статистики Росстата или Минэкономразвития нет.

Казалось бы, при таком раскладе в России должен наблюдаться вендинговый бум. Между тем факты пока что говорят об обратном. Существенным минусом отечественной автоматизированной торговли является отсутствие прямого закона с простеньким названием "О вендинге", что нередко порождает неопределенность в отношениях между хозяйствующими субъектами. Но при всем несовершенстве законодательного регулирования вендинговой сферы самый больной вопрос состоит в другом: как установить своих "роботов" в действительно доходных местах. Их число в России искусственно ограничено.

Во многих развитых странах работодатель по закону обязан обеспечить персоналу условия для приема пищи, порой - в зависимости от специфики работы - круглосуточного. Самое простое для таких работодателей воспользоваться услугами вендинговых операторов. В офисах и иных рабочих помещениях, которых бесчисленное множество, автоматы работают с высокой интенсивностью.

В России же автоматы на работе пока редки. Для наших операторов хлебные места там, где очереди: на вокзалах, в аэропортах и налоговых инспекциях, в успешных супермаркетах, в вузах (там, правда, высок и уровень вандализма). Исключительно привлекательны и детские спортивные центры, особенно с секциями хоккея и фигурного катания - напитки, снэки и сладости просто разлетаются. Там автомат стоимостью 150 тыс. руб. может приносить до 50 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно.

"Удачливый" кофейный автомат, по словам гендиректора "Сиба-Вендинг" Андрея Загороднева, может давать в день 6-10 тыс. руб. выручки, снэковый даже больше, при себестоимости проданного продукта примерно 24-30% от этих сумм.

Вендинг в России хорош еще тем, что у него часто появляются новые поля деятельности благодаря принятию многочисленных государственных программ, требующих тех или иных сервисов. Например, при развитии общественного транспорта Москвы, возникла необходимость в быстром налаживании обслуживания растущих пассажиропотоков. В этой связи торговые автоматы практически мгновенно прижились на вокзалах, в аэропортах и автовокзалах, на некоторых остановках общественного транспорта в Москве.

Еще одни нишевый "проект" для вендинга (и опять таки в Москве, являющейся своего рода вендинговым полигоном для всей страны) возник сам собой. Речь о массовом законном и незаконном (до истечения сроков разрешительных документов) закрытии торговых киосков и павильонов. За последние два года закрыто более 2 тыс. таких точек, процесс продолжается. Специальной городской программой вместо них до 2015 года намечено разместить на улицах Москвы и в муниципальных учреждениях до 90 тыс. автоматов.

А еще есть Универсиада 2013 в Казани (11 июльских дней) и в более отдаленной перспективе грандиозный Чемпионат мира по футболу 2018 (11 городов, включая Москву и Санкт-Петербург, с гигантскими спортивными аренами). Хотя это и разовые мероприятия, но многодневные и рассчитаны на массовое скопление публики.

Недавнее вступление в ВТО будет, безусловно, способствовать приходу на формирующийся рынок крупных мировых игроков автоматной торговли. Они потеснят отечественные компании, стимулируя процессы слияния и поглощения. То есть, в конечном итоге вендинговый бизнес укрупнится и, соответственно, начнет привлекать внимание серьезных финансовых учреждений. Правда, переход на новые правила игры растянут во времени, так, чтобы дать время российским компаниям на адаптацию.

Главное