Ваш дом, 25 авг 2010, 14:14

Тотан Кузембаев: "На идеях конструктивизма теперь зарабатывают деньги"

Тотан Кузембаев рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о своем понимании конструктивизма в современной архитектуре. По его словам, конструктивизм может быть и доступным "стилем пролетариата", и дорогим жильем для элиты.
Читать в полной версии
Фото: Архитектор Тотан Кузембаев

Тотан Кузембаев рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о своем понимании конструктивизма в современной архитектуре. По его словам, конструктивизм может быть и доступным "стилем пролетариата", и дорогим жильем для элиты.

Тотана Кузембаева часто называют продолжателем традиций русского конструктивизма. В 2009 году его работы были удостоены спецприза престижной итальянской премии Dedalo + Minosse, которая вручается дуэту "архитектор - заказчик".

Тотан Кузембаев уверен, что в России надо реабилитировать дерево как один из главных строительных материалов. Только это вовсе не значит, говорит он, что надо обязательно возрождать срубостроение, - напротив, надо изобретать методы работы с деревом на уровне новейших технологий. Его самобытно-авангардные дома и арт-объекты - просто азбука возможных фирменных приемов. По его проектам построены самые известные дома курорта "Пирогово" (см. нашу справку и фотогалерею внизу страницы).

- Отличается ли конструктивизм первой половины ХХ века, о котором мы все знаем, от современного, если такой существует, и если да, то чем?

- Конечно, отличается. Конструктивизм, напомню, возник на революционном энтузиазме, когда люди хотели перестроить мир. Это была утопия, мечты о счастливой жизни. Тот конструктивизм решал социальные задачи, эстетика была на втором месте. Конструктивисты хотели обеспечить всех жильем, построить клубы для общения, организовать сообщества людей, коммунальные дома, линейные города... Это была революция в сознании архитекторов и вообще в обустройстве жизни. Тот конструктивизм был очень романтичный, очень честный, искренний. Тогда люди верили, что архитектура может изменить жизнь.

Что такое конструктивизм? Это чистая конструкция. Архитекторы открыли конструкцию здания, а такая открытость до того была чем-то постыдным.

- А сейчас победили деньги?

- Я называю это деконструктивизмом. Пришли большие корпорации, подхватили идеи конструктивистов и начали делать на этом деньги. На идеях конструктивизма теперь зарабатывают деньги, большого креатива уже нет. И это происходит не только с конструктивизмом, но и с постмодерном и даже с хай-теком. Это уже товар. Если посмотреть на конструктивизм тогда и сейчас - это две разные вещи. Тот решал социальные задачи, а этот выступает товаром, который хорошо продается.

Визуально конструктивизм современный и "классический" могут ничем и не различаться. Возьмите дом Наркомфина в Москве (Дом Наркомфина - жилой дом-коммуна, построенный в 1930 году по проекту архитекторов М. Я. Гинзбурга и И. Ф. Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Является памятником архитектуры конструктивизма. - Прим. "РБК-Недвижимости") - большие светлые комнаты, галереи и длинные коридоры двухуровневые квартиры, место на крыше для принятия солнечных ванн - этот дом был рассчитан вовсе не на элиту, он не назывался домом «де люкс». Галерейные дома больше располагали к общению, коридоры были внутренними улицами, где можно было встретиться с соседями. Все это было сделано просто и аскетично, но в то же время, чисто пространственно, дом сделан удобным и все жители говорили, что жить в нем удобно. Этот дом самодостаточен - здесь нет, как сейчас, комнат по 120 кв. м, в которых не знаешь, что делать с интерьером.

- Что такое деконструктивизм?

- Как я понимаю, деконструктивизм - это сломленный конструктивизм. Если конструктивизм - это крепко стоящий дом, видно, что "мускулатура" сделана правильно, то деконструктивизм - все сделано неправильно, зыбко, дом как бы в движении, в динамике. Дом куда-то падает. Это зафиксированное в архитектуре движение. Мне кажется, что это и есть деконструктивизм.

- Конструктивизм приемлем для загородного жилья?

- Почему бы и нет? Конструктивисты проектировали и поселки.

Конструктивизм - это всего лишь стиль проектирования, стиль оставлять конструкцию открытой. Двускатные кровли когда-то считались конструктивизмом. Хотя "старые" конструктивисты увлекались больше плоскими эксплуатируемыми кровлями. Это в свое время было очень свежей идеей, как сейчас "зеленая" архитектура. Конечно, конструктивизм больше подходит к промышленной архитектуре, она смотрится мускулатурно. Но в этой простоте архитекторы увидели новую эстетику и начали пропагандировать ее в жилой среде.

Не все это понимали. Сломать стереотипы очень сложно. Люди привыкли, что окно должно быть с карнизами и кокошниками. А то, что предлагали конструктивисты, - это ведь не совсем похоже на дом. Когда смотришь на такую конструкцию, иногда создается впечатление, что у строителей не хватило денег на фасад. Еще одна беда "старого" конструктивизма - идея была передовой, а технологии и общество к этому не были готовы. Потому что по идеологии мы строили светлое будущее, а конструктивисты предлагали нечто такое приземленное, очень простое. А нам же надо было показать, что мы строим новый мир, чтобы все казалось пышным, а не простым, как конструктивизм. Хотя если бы развивали именно конструктивизм - вот это бы было передовым явлением в архитектуре!

Конструктивизм тяжело пробивался в загородном строительстве. Я видел подобную загородную архитектуру в Прибалтике, на Западе, да и в Москве.

- Вы относите свои загородные проекты к конструктивизму?

- Некоторые мои объекты очень похожи на конструктивизм, но к этому стилю я их не отношу. Как стиль - нет, а как подход - да. Потому что все элементы - конструктивные. Я горжусь, если получилось похожим на конструктивизм.

- Вы сказали, что не все понимают конструктивизм, что это новая эстетика... А насколько востребован конструктивизм современными покупателями загородного жилья?

- Современный покупатель, находящийся в мейнстриме, всегда думает построить дом "как у соседа" либо "как у начальника". А это, как правило, дома в классическом стиле. Многие покупатели загородных домов считают, что современные архитектурные стили не совсем удобны для жизни, а конструктивизм называют стилем пролетариата...

Современная архитектура - это очень демократичная вещь, она может быть и доступной, и очень дорогой. Объяснять это на словах очень сложно, даже картинки не производят впечатления на заказчиков. Надо обязательно показать дом на месте. И когда люди видят дом собственными глазами, они уже говорят: "Мы и не думали, что это так красиво, что так вообще возможно было построить..."

Наша справка

Курорт "Пирогово" расположен в 20 км от МКАД по Осташковскому шоссе, на северном берегу Клязьминского водохранилища, входящего в систему канала имени Москвы.

Курорт основан в 1960 году по инициативе Никиты Хрущева. Под строительство отвели 100 га, прилегающих с одной стороны к лесу, а с другой - к водохранилищу. В 2002 году было принято решение произвести полную реконструкцию курорта. Генеральный план развития "Пирогова" и регламент застройки разработал архитектор Евгений Асс. Среди архитекторов, проектирующих для курорта, - Николай Лызлов, Юрий Авакумов, Михаил Белов, Юрий Григорян, Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Илья Уткин, а также гонконгский архитектор Гэри Чанг и голландец Эрик ван Эгераат.

Десять домов Тотана Кузембаева, построенные из дерева в "Пирогове", обошли все архитектурные журналы. Его постройки удивительно самобытны. Именно он придумал установить на берегу водохранилища нарочито лапидарные гостевые домики красного цвета и такой же броский по цвету и архитектуре ресторан "Кот Дазур". По проекту Кузембаева на берегу Клязьмы построен яхт-офис и здания гольф-клуба. Проект получился очень выразительным и одновременно экономичным - навес яхт-офиса сделали из горбыля, считающегося отходным материалом, при этом были сохранены все растущие на участке деревья. Архитектор органично сочетает природные материалы с легким пластиком или железобетонными конструкциями, медь и лиственницу, стекло и железо. Но любимый материал Кузембаева - дерево. В его руках оно приобретает причудливые формы и поддается любой архитектурной фантазии.

Беседовал Игнат Бушухин

Фотографии предоставлены агентством "Правила общения"

Главное