Городская недвижимость, 12 июл 2006, 10:27

Столице остро не хватает магазинов шаговой доступности

Читать в полной версии

Российский рынок продуктового ритейла слабо структурирован. Если на Западе большинство покупок совершается в крупных торговых центрах на окраинах городов, а на долю города приходится только небольшой объем торговли, то в России все наоборот, отметил в программе "Сфера интересов" на телеканале РБК управляющий директор российского совета торговых центров Олег Войцеховский.

Согласно статистике, в городах-миллионниках респонденты в равной степени покупают продукты как в небольших магазинах, так и в крупных торговых центрах. А в малых городах и сельской местности покупатели отдают предпочтение небольшим магазинчикам - 71-72%. Как отмечают эксперты, негативная тенденция последних лет – это нехватка магазинов шаговой доступности в городах-миллионниках. Например, для жителей некоторых районов Москвы уже давно остро стоит проблема покупки молока и хлеба поблизости от дома. Существующие магазины либо перепрофилированы, либо продают товар по завышенным ценам. Вообще же в Москве выявлено 608 проблемных зон, в которых недостаточно магазинов, предприятий питания и бытового обслуживания.

Решить проблему магазинов у дома мог бы малый бизнес, но ему не хватает свободных площадей по приемлемой арендной плате. Правда, помощь в открытии таких магазинов обещают оказывать местные власти. В Москве, например, существует масса постановлений, касающихся такого сегмента, как магазины шаговой доступности. Основной приоритет отдан проекту "Утконос". Кроме того, правительство Москвы собирается на льготных условиях выделить помещения общей площадью 1,2 млн кв. м под программу шаговой доступности.

Напомним, что программа создания сети магазинов так называемой "шаговой доступности", в рамках которой такие объекты получают помещения по льготным арендным ставкам, стартовала осенью 2003 года. С тех пор введено в эксплуатацию уже 700 объектов. Попробовать свои силы в создании магазинов шаговой доступности хотели и крупные сети, однако предложения правительства столицы кажутся им не слишком заманчивыми, поскольку предоставляемые под магазины площади не подходят под формат. Обычно для небольшого филиала супермаркета требуется площадь не менее 250 кв. м, а власти предлагают по 150 кв. м.

Впрочем, сетям дадут еще один шанс. Власти Москвы собираются снести неприбыльные киоски и другие торговые точки. На их месте чиновники намерены построить около 5 тыс. магазинов. Таким образом, доля сетевых магазинов на рынке столицы к 2009 году должна вырасти с 32% до 60%.

В Санкт-Петербурге власти только начинают работать над программой создания сети магазинов шаговой доступности. Под такие магазины в каждом районе города будут изыскиваться помещения или выделяться участки под строительство. Между тем представители малого предпринимательства просят поддержать небольшие уже существующие магазины, придав им статус магазинов шаговой доступности.

Не хватает магазинов шаговой доступности и в Екатеринбурге. Местные власти отмечают, что магазинов, находящихся возле жилых домов, в уральской столице очень мало, в том числе в центре города. Помимо прочего, город остро нуждается в магазинах мелкооптовой торговли. На сегодняшний день этот вопрос частично решается строительством второй очереди MetroCash & Carry.

Несмотря на интерес к малым магазинам инвесторов и властей, многие уже сегодня с сомнением относятся к перспективе магазинов шаговой доступности, поскольку только на продаже молока и хлеба и другой мелочевки невозможно обеспечить рентабельность. К тому же конкуренцию магазинам шаговой доступности составят строящиеся или существующие крупные сетевые центры, которые располагаются на транспортных развязках. "Чтобы в связи с этим не разорились маленькие продуктовые магазинчики, необходимо построить для магазинов шаговой доступности специализированные поставочные сети, в которых можно заказывать товар по определенному ассортименту и в удобное для магазина время", - говорит Олег Войцеховский.

Еще одной проблемой отставания в развития магазинов шаговой доступности является отсутствие понимания самого формата "магазин шаговой доступности". В классическом понимании это скорее аналог западного "квартального магазина" (neighbourhood stores). Если в Европе этот формат близок к точке насыщения, то у нас он имеет большое будущее. Как правило, такие магазины обслуживают жителей одного квартала и привлекают свежестью продуктов и человечным отношением к клиентам. В отличие от супермаркетов, в таком магазине можно сделать заказ любимых продуктов, получить их вовремя и быть уверенным, что они свежие. Еще один плюс таких магазинов – удобное время работы.

В отличие от neighbourhood stores, удобный магазин (сonvenience store) не всегда расположен рядом с домом, его можно встретить на транзитных магистралях, в деловых центрах. Удобный магазин - это правильные торговые залы от 250 кв. метров. В классическом convenience store может быть кафе, ресторан, салоны бытовых услуг. В России некоторые "Магазины у дома" одно время вводили политику жесткого дискаунтера. Сегодня тенденция меняется и "Магазины у дома" начинают ориентироваться на более благополучного покупателя. Поэтому эксперты не исключают, что "Магазины у дома" в нынешнем формате скоро могут потерять свою привлекательность.

По словам Олега Войцеховского, создание небольшого магазина шаговой доступности обойдется инвестору в 3-4 миллиона долларов. Такой магазин окупится в течение 2,5-3 лет и будет конкурентоспособен в течение 10 лет. "Однако это не относится к 99% тех магазинов шаговой доступности, которые мы видим как на московском рынке, так и на рынке регионов", - подчеркивает эксперт.

Главное