Городская недвижимость, 17 июн 2005, 16:49

Все только начинается

21 июня в Самарской области может появиться новый закон "О жилище". И это как раз тот случай, когда многие рядовые граждане смогут ощутить последствия законотворчества на себе.
Читать в полной версии

21 июня в Самарской области может появиться новый закон «О жилище». И это как раз тот случай, когда многие рядовые граждане смогут ощутить последствия законотворчества на себе.

Губернский закон «О жилище» депутаты вполне могут принять на ближайшем заседании Самарской губернской Думы. Законопроект, в принципе, готов - к такому выводу пришли на очередном заседании члены комитета по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле. Готовы ли мы, то есть население, к этому закону - пока сказать сложно.

Обновление предыдущего варианта документа, действующего в губернии с 1999 года, вызвано вступлением в силу с 1 марта текущего года нового Жилищного кодекса РФ. А о новом ЖК от людей, его хотя бы читавших, приходится слышать мало хорошего. Каждый, в силу специализации, находит в документе коллизии. В нашем случае важно то, что Жилищный кодекс фактически упразднил получение жилья по очереди на территории всей страны. То есть снял с государства ответственность за решение жилищных проблем очередников. Не то чтобы совсем – просто все вопросы по данной теме отныне переадресованы в регионы. Собственно, закон «О жилище» и призван в какой-то мере ответить на эти вопросы.

Кому?

Действительно, с появлением в губернии закона «О жилище» люди, ожидавшие жилья в муниципальных очередях и недоумевающие с 1 марта, снова получают некую надежду. В законопроекте перечислены конкретные категории очередников, с ними можно будет ознакомиться после вступления закона в силу. В целом же, чтобы рассчитывать на получение жилплощади, необходимо принадлежать к одной всеобъемлющей категории малоимущих. В законопроекте так прямо и написано: «Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Однако стать таковым в соответствии с законопроектом будет достаточно сложно. Для того чтобы встать на учет в качестве муниципального очередника, теперь недостаточно низких доходов, человеку нужно быть малоимеющим в прямом смысле этого слова.

Своего рода ноу-хау, заложенное в законопроекте, заключается в том, что потенциального очередника муниципальные чиновники будут обязаны «просветить» насквозь – вплоть до наличия у него транспортного средства. Затем все обнаруженное имущество (оно в законопроекте скрупулезно перечислено: жилье, дачи, земельные участки, гаражи и т.д.) должно быть оценено по определенным методикам (каким - неясно). Полученная в результате предусмотренных законом вычислений общая стоимость имущества не должна превышать «стоимости жилого помещения муниципального жилищного фонда, на которое претендует семья (одиноко проживающий гражданин)».

Сколько?

Законопроект сохраняет надежду на получение социального жилья и для тех, кто считается «обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы». Здесь, правда, содержится одна закавыка. Судя по всему, определять размер этой самой учетной нормы будут в каждом отдельно взятом муниципалитете. И пока нет оснований думать, что муниципалитеты будут как-то ограничены в своих подсчетах необходимой человеку общей жилой площади.

До определенного момента в Российской Федерации действовали единые нормы общей площади предоставляемого жилья: 33 кв. м на одного человека, 42 – на двух и по 18 кв. м на каждого, если вдруг в муниципальной квартире собрались три и более человек.

Собственно говоря, этот вопрос сейчас вообще как бы подвис. Причем подвис сразу в двух плоскостях: какими теперь будут нормы площади предоставляемого жилья и, главное, с какого момента можно будет ощутить себя нуждающимся в дополнительных метрах?

Сейчас все чаще говорят о цифре 18 кв. м. Довольно сложно представить нормальную жизнь человека в помещении площадью 18 кв. метров. Но сегодня некоторые специалисты полагают, что излишне волноваться не стоит, и в муниципалитетах будут применяться ранее действующие нормы. Другой вопрос – когда?

Когда?

На этот вопрос вроде бы существует достаточно четкий ответ. Он содержится все в том же законопроекте «О жилище». И выглядит так: «Органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом и принять нормативные правовые акты, необходимые для его реализации, в течение трех месяцев со дня вступления его в силу».

Однако надо учитывать, что в «приведении в соответствие» нуждаются не только документы на уровне городов и районов области. Специалисты называют до 25 нормативных актов, необходимых к принятию, чтобы механизм предоставления жилья нуждающимся заработал. Четыре документа в муниципалитетах (ну с этим мы справимся), три – на уровне региона (депутаты волокитить не будут – вопрос на контроле у губернатора), 18 – на федеральном уровне. Вряд ли кто будет спорить, что порой российский парламент в вопросах принятия дополнительных правовых актов непредсказуем.

Это интересно

Некоторые положения законопроекта любопытны сами по себе. Они, что называется, не нуждаются в комментариях.

«Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за заявителем и членами его семьи до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 13 настоящего закона оснований снятия их с учета».

«При предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда не подлежат обязательному удовлетворению требования о предоставлении жилого помещения в определенном доме, определенном районе города или на определенном этаже».

«При предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия».

«Заявитель или члены его семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Откуда?

Пожалуй, самый главный вопрос: а откуда же возьмется социальное жилье для нуждающихся? В какой-то мере законопроект на него отвечает. Там названо два источника предоставления социального жилья. Первый - специализированный жилищный фонд Самарской области (от служебных жилых помещений до жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан). Названия говорящие и, думается, расшифровывать их не надо.

Второй – муниципальный жилищный фонд. По словам Вячеслава Тимошина, руководителя управления ЖКХ Самарской области, к жилью социального найма (именно так будет называться жилплощадь, предоставляемая нуждающимся в соответствии с законом «О жилище») можно будет отнести неприватизированное жилье, находящееся сегодня на балансе муниципалитетов.

Правда, по его словам, сегодня никто не может точно сказать, сколько всего такого жилья в городах и районах области, так как муниципалитеты такой информацией ни с кем не делятся. Кроме того, г-н Тимошин сообщил, что сегодня в губернии уже строятся и сдаются в эксплуатацию отдельные объекты, которые можно отнести к категории социального жилья.

Вячеслав Тимошин не сомневается и в том, что со временем мы придем к тому, что в городах будут реализовываться и масштабные проекты социального жилья, призванные решить проблемы нуждающихся. Однако, по его мнению, это процесс достаточно долгий и может занять до 50 календарных лет. С таким прогнозом вполне можно согласиться, строительство - процесс, требующий огромных капиталовложений, а средств для масштабного строительства социального жилья пока нет ни в муниципалитетах, ни в губернской казне, ни у государства.

Сергей Белицкий

Главное