Городская недвижимость, 08 июн 2005, 15:08

Цемент в новой расФАСовке

Известия об очередных инициативах власти привычно пугают нас: каждый новый закон обязательно отзывается неразберихой, сумбуром в головах и документах, а затем неизменно выясняется, что и кошельки россиян пострадали. Именно так был воспринят, например, пакет законов, касающийся строительства жилья – специалисты сразу предсказали рост стоимости квадратного метра жилплощади.
Читать в полной версии

Мы привычно пугаемся при известии об очередных инициативах власти: каждый новый закон обязательно отзывается неразберихой, сумбуром в головах и документах, а затем неизменно выясняется, что и кошельки россиян пострадали. Именно так был воспринят, например, пакет законов, касающийся строительства жилья – специалисты сразу предсказали рост стоимости квадратного метра жилплощади.

Но пока эксперты по строительству спорили, какими могут стать масштабы роста цен и какова будет глубина упадка отрасли – пришла новая беда откуда не ждали: рванула вверх цена на цемент. Без всяких предисловий, без команды "сверху" – просто в один прекрасный момент все ценники на розничных рынках оказались переписанными, и покупатели оказались перед выбором: брать мешок по 150 (затем - 180) рублей вместо 80 – или не брать. А поэтому, соответственно, ничего не строить.

Выбор, что и говорить, небогатый. Общественность тут же забила тревогу: только в самые беспросветные гайдаровские времена повальной либерализации случались прецеденты, чтобы цена взлетела не на проценты, а сразу, не мелочась – в несколько раз. Что же тогда случилось на рынке стройматериалов в канун лета 2005 года? Приступ гиперинфляции? Гримасы вхождения в мировой рынок? Или просто кого-то "задушила жаба"?

Разобраться с железобетонной жабой было поручено Федеральной антимонопольной службе. Эта служба занимается контролем над предприятиями, которые имеют признаки доминирования на каком-либо рынке – российском или региональном. Собственно цену на цемент государство не устанавливает и не контролирует – подразумевается, что рынок регулирует уровень цен естественным образом, на основе соотношения между спросом и предложением.

Но если предприятие контролирует более 35 % рынка определенного товара в регионе – оно попадает в сферу внимания антимонопольного ведомства. Всего в России 49 цементных заводов, но некоторые не имеют признаков доминирования.

Цементный завод в Черкесске, приобретенный холдингом "Евроцемент групп", как раз имеет признаки доминирования на рынке ЮФО – 42% общего объема продаж цемента приходятся именно на это предприятие. "Евроцемент групп", который имеет заводы также на Урале, Украине и на севере России, в начале мая поднял отпускную цену своего продукта. Сам по себе рост цены был прогнозируемым – в начале летнего сезона это обычное явление. Но масштаб изменений цен буквально сражал покупателя наповал – если до повышения 1 тонна цемента на предприятии стоила 900 – 1100 рублей, то после – 1400 и 2000 рублей за цемент марки М – 400 и М-500 соответственно.

Официально решение пересмотреть стоимость выпускаемой продукции представители холдинга объясняют дисбалансом цен на строительном рынке за последние несколько лет: рентабельность производства жилья составляет почти 100% процентов, а окупаемость производства цемента всегда была гораздо ниже. Таким образом, "Евроцемент групп" особо не скрывает своих намерений – заставить строителей делиться сверхприбылями, чтобы все было справедливо.

Рынок стройматериалов немедленно отреагировал на подобные демарши защитников справедливости: покупатели дружно ринулись в разные стороны, подальше от "Евроцемент групп". На юге России заменой продукции из Карачаево – Черкессии стал новороссийский цемент, который, как предполагали покупатели, не имеет тенденции к подорожанию – по крайней мере, руководство предприятия о справедливости и перераспределении сверхприбылей ничего не заявляло. В результате у складов ОАО "Новоросцемент" выстроились длинные очереди, цементники не успевали фасовать и отгружать мешки с товаром. В конце мая с трех заводов "Новоросцемента" ежедневно отгружалось по 11 тыс. тонн продукта, в это же время в прошлом году этот показатель составлял максимум 7-8 тыс. тонн. Во все предыдущие месяцы загрузка производственных мощностей составляла до 70%, а сейчас заводы работают на пределе возможностей.

А что же цена? Растет. Наряду с ростом объемов производства – сейчас отпускная цена на цемент марки М-400 и М-500 на предприятии составляет 71 рубль и 74 рубля за 1 мешок соответственно, что выше уровня цен начала года на 24%. Отчасти это понятно: неудовлетворенный спрос имеет именно такие последствия. Нет товара в достаточном количестве – можно назначить за него любую цену. Но это случается при совсем диком капитализме. В странах с нормальной рыночной традицией давно научились ограничивать аппетиты тех, кто хочет заработать слишком много и сразу. Для этого существует регулирование рынка в рамках антимонопольной деятельности. Предусмотрен и иной вариант развития событий – если несколько производителей резко повышают цену, есть основание подозревать их в сговоре.

Когда выросла цена на новороссийский цемент, в некоторых СМИ появились сообщения о том, что УФАС якобы заподозрил группу предприятий в сговоре с целью получения сверхприбылей, а в случае подтверждения этой догадки на цементников вроде бы подадут в суд. - Не знаю, кто придумал и растиражировал эту нелепость, – сообщил руководитель краевого антимонопольного управления Михаил Баев. – Во-первых, наше ведомство не подает в суд на предприятия – у нас есть полномочия на прямые действия. Во-вторых, признаки сговора усматриваются только в случае, если предприятия работают на одном рынке. Если их интересы напрямую не пересекаются – можно говорить о параллельных действиях, а не о сговоре. В этой ситуации ФАС просто проверяет обоснованность повышения цены.

27 мая управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю против ОАО "Новоросцемент" было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 5 ФЗ "О конкуренции", которая запрещает произвольное повышение цен предприятием, имеющим признаки доминирования на каком-либо рынке. Сейчас специалисты УФАС изучают рост затрат, входящих в себестоимость продукта.

Сами цементники стремительный рост цен на свой продукт отрицают: как сообщил помощник гендиректора "Новоросцемента" Сергей Титов, рост составил всего 8 процентов, что связано с повышением тарифов на энергоносители. В антимонопольной службе, как уже говорилось, называют другую цифру – 24%. Правда, цементники ведут подсчет по иной временной шкале – они указывают цену не с начала года, а с начала квартала.

Однако в одном пункте специалисты ФАС и цементники солидарны: и те, и другие считают, что стремительный рост розничной цены – дело рук перекупщиков, которые пользуются ажиотажным спросом для получения сверхприбылей. Это понятно даже неспециалисту: при росте отпускной цены на 22% розничная выросла на 100 с лишним процентов и не собирается тормозить. Но против розничных торговцев никаких мер принять нельзя – цены на рынке не подлежат регулированию. Государству остается влиять на производителей.

"По-человечески я понимаю позицию цементников, – объясняет ситуацию Михаил Баев. – Все предыдущие годы они работали не на полную мощность, оборудование на предприятии изношено на 70%, а при огромной энергоемкости производства цемента ни о каком сверхобогащении речь не идет. Мы не против того, чтобы на волне спроса предприятие получало прибыль, расширялось и модернизировало производство. Однако при этом не должен нарушаться закон и страдать потребитель".

Какие меры могут быть приняты против производителей цемента? Одним из возможных выходов из ситуации может стать решение ФАС относительно деятельности "Евроцемент групп", что может привести цены к исходному состоянию. Не исключены санкции против ОАО "Новоросцемент", включая предписание вернуть цены на приемлемый уровень и возвратить в бюджет средства, полученные в качестве сверхприбыли. Проверка ФАС завершится не ранее второй половины июня, и тогда станет ясно, сработает ли оптимистический сценарий, когда цены упадут.

Возможен и другой вариант – анитмонопольное ведомство признает рост цен обоснованным, и тогда отпускные цены останутся на прежнем уровне или будут расти. А против перекупщиков, как уже говорилось, у власти нет мер прямого действия – только ужесточение проверок законности их деятельности.

В общем, куда не кинь – на удешевления стройматериалов надеяться особо не приходится. А это значит – цены на недвижимость будут расти. Масштаб роста спрогнозировать сложно: рынок пока не стабилизировался, возможны неожиданные перепады. Строители утверждают, что цены у крупных строительных организаций вырастут незначительно: они берут цемент непосредственно у производителя, в себестоимости квадратного метра цена цемента составляет не более 20%, следовательно, при росте отпускной цены цемента на 24% рост себестоимости квадратного метра недвижимости будет не более 5%. Но это – оптимистический прогноз. Строительные работы ведут не только крупные фирмы, но и те, кто берет мешок по 180 рублей вместо 80.

Насколько подорожает "среднеарифметическая" недвижимость – пока можно только догадываться.

Андрей Гармаш

Главное