Городская недвижимость, 16 фев 2006, 17:56

Масштабное строительство коммерческой недвижимости снизит дефицит

Рынок коммерческой недвижимости в Самаре сейчас активно развивается за счет нового строительства. Некоторые аналитики полагают, что масштабная застройка в секторе торговых и офисных помещений может вызвать перенасыщение рынка. Однако сами застройщики и девелоперы считают, что ввод новых площадей может лишь снизить существующий на рынке дефицит предложения.
Читать в полной версии

Рынок коммерческой недвижимости в Самаре сейчас активно развивается за счет нового строительства. В этом году должно быть введено в эксплуатацию не менее 300 тыс. кв. м площадей и примерно столько же – в 2007-ом. Некоторые аналитики полагают, что масштабная застройка в секторе торговых и офисных помещений может вызвать перенасыщение рынка. Однако сами застройщики и девелоперы считают, что этого не произойдет, так как строительство объектов коммерческой недвижимости идет с расчетом на приход в Самару транснациональных и федеральных игроков, а также на развитие бизнеса самарских. По их мнению, ввод новых площадей может лишь снизить существующий на рынке дефицит торговых и офисных помещений.

В последнее время сегмент коммерческой недвижимости бурно развивается за счет строящихся объектов. Еще три-четыре года назад немногочисленные игроки этого рынка говорили о глобальной нехватке офисных и торговых помещений: по некоторым оценкам, спрос в полтора-два раза превышал предложение. В связи с этим строительство новых площадей расценивалось как весьма перспективная и прибыльная деятельность. Масштабное строительство развернулось в 2004-2005 гг. По данным генерального директора компании "Индэст-девелопмент" Виктора Антипова, в 2005 году было построено и введено в эксплуатацию более 140 000 кв. м офисных площадей. Это, в частности, две очереди делового центра "Витязь" (9 тыс. кв. м), "Деловой мир" (16,8 тыс. кв. м), офисные центры на ул.Ленинской/Вилоновской (10 тыс. кв. м), на ул.Водников/Пионерской (8,2 тыс. кв. м).

В 2006 году введут в эксплуатацию еще 150 тыс. кв. м, в том числе деловой центр "Активный капитал" (5,5 тыс. кв. м), последующие очереди "Витязя" (до 64 тыс. кв. м) и "Делового мира" (19 тыс. кв. м), "Лазурный" (17 тыс. кв. м), "Биг-Бен" (13 тыс. кв. м), "Вертикаль" (8,5 тыс. кв. м), офисный центр на ул. XXII партсъезда/Ставропольской, а также офисы в "Европейском квартале" (9,7 тыс. кв. м). В 2007-2008 гг. будут поэтапно сдавать "Региональный деловой центр" в рамках проекта "Город мира" на Московском шоссе. Общая площадь этого бизнес-центра составит не менее 90 тыс. кв. м.

В сегменте торговой недвижимости за последний год были открыты ТЦ "Русь на Волге" (25 тыс. кв. м), ТЦ "Победа" (12 тыс. кв. м), вторая очередь ТЦ "Империя-центр" (15 тыс. кв. м) и ряд локальных торговых центров. Сегодня в разработке находится еще около десяти проектов. Вторую очередь ТРЦ "Парк Хаус" (34 тыс. кв. м), ТЦ "Мега Сити" (58 тыс. кв. м), ТЦ "Бристоль" (55 тыс. кв. м) планируется сдать в 2006 году. Это почти 150 тыс. кв. м, не считая локальных объектов. На 2007 год имеются проекты строительства торгового центра площадью 40 тыс. кв. м в районе Московского шоссе и улицы Авроры, объект на 60 тыс. кв. м – в районе улицы Алма-Атинской, завершение строительства торгового центра в районе площади Кирова (9 тыс. кв. м). То есть всего будет сдано не менее 109 тыс. кв. м.

На основании этих данных некоторые эксперты в сфере недвижимости начали говорить о том, что рынок будет перегрет таким количеством новых площадей. Однако сами застройщики и девелоперы считают, что перенасыщения на рынке не произойдет, а ввод уже сданных и строящихся торговых и офисных площадей позволит лишь снизить дефицит, который отмечался в сегменте коммерческой недвижимости на протяжении последних лет.

Сегодняшний рост объемов строительства, кажущийся слишком активным, во многом ориентирован на удовлетворение будущих потребностей в коммерческих помещениях. По мнению Виктора Антипова, с течением времени будет расти число инорегиональных игроков рынка, рассматривающих Самару в качестве перспективного плацдарма для ведения бизнеса. Сегодня многие федеральные игроки в различных сегментах рынка (банковские и страховые услуги, ритейл, развлекательный бизнес и т. д.) заявили о своем интересе к Самаре. Некоторые из них ориентированы на покупку площадей ("Роснедвижимость"), некоторые – на аренду (в основном сети магазинов), другие предпочитают строить помещения для ведения бизнеса самостоятельно (IKEA). Кроме того, строители делают ставку и на будущее развитие и укрупнение бизнеса местных компаний, на растущий экономический потенциал региона.

По мнению заместителя генерального директора группы компаний RBE Андрея Маликова, до перенасыщения сегмента офисной недвижимости - еще минимум пять-шесть лет, сегмента торговой – года три-четыре, хотя постепенное удовлетворение количественного спроса наблюдается уже сегодня – благодаря новому строительству.

Участники рынка добавляют, что сегодня увеличивается спрос именно на качественные помещения. По словам Маликова, несмотря на то, что большинство строящихся объектов коммерческой недвижимости позиционируются как объекты класса "А", лишь немногие из них действительно соответствуют всем его требованиям. К категории "А" Андрей Маликов относит "Мегакомплекс «Московский»" и, с некоторой осторожностью, вторую очередь "Парк Хауса". В сегменте офисных помещений таким объектом аналитики считают комплекс "Деловой мир".

Нужно отметить, что темпы продаж и сдачи площадей в аренду зависят от того, насколько удачен объект в целом, а не от его класса. Офисный и торговый комплексы "Вымпел" (класс "В") были реализованы достаточно быстро, а ТЦ "Русь на Волге" (тоже класс "В") искал арендаторов долгое время, и некоторые из них отказались от сотрудничества (как, например, сеть розничной торговли "Пятерочка"). Как заметил Андрей Маликов, первая очередь "Делового мира" к концу строительства была полностью раскуплена: это объясняется тем, что в центральной части города практически нет гармонично сбалансированных высококлассных офисных центров. А офисный центр "Лазурный", несмотря на его современность и хорошую концепцию, продается с большим трудом из-за неудачного места расположения.

Елена Чеченина

Главное