Городская недвижимость, 17 окт 2008, 17:02

Интернет и риэлтор — партнеры или конкуренты

Вчера в гостинице Swissotel «Красные холмы» состоялся круглый стол «Интернет и риэлтор: партнеры или конкуренты», организованный ИД «КоммерсантЪ» совместно с информационным порталом по недвижимости gdeetotdom.ru. Участие в мероприятии в качестве спикеров и слушателей приняло около 40 представителей ведущих риэлторских агентств, информационных ресурсов по недвижимости, независимых экспертов и аналитиков рынка.
Читать в полной версии

Стремительное развитие высоких технологий на рынке недвижимости привело к появлению большого количества тематических интернет-ресурсов, так или иначе связанных с недвижимостью. Возникла конкуренция не только между сайтами: в информационный процесс вовлечены все участники рынка. Сейчас, когда каждый собственник может самостоятельно рекламировать свой объект на открытых площадках, а покупатель имеет свободный доступ к открытым базам, возникает вопрос: как изменилась расстановка сил между участниками рынка в новой информационной среде?

В числе основных проблем, поднятых в дискуссиях за круглым столом, фигурировали:потребность риэлторов в услугах информационных порталов, разграничение функций интернет-сайтов и агентств недвижимости, особенности информационного процесса в различных секторах рынка недвижимости, потребности риэлторов в он-лайн информации,претензии и пожелания к работе интернет-ресурсов, создание единой базы недвижимости, повышение качества информационного обеспечения рынка риэлторских услуг.

Почти все участники круглого стола оказались единодушны во мнении: интернет-порталы и агентства недвижимости являются партнерами, но не конкурентами друг другу.

«Нельзя противопоставлять интернет риэлтору. Интернет - это бизнес-среда, в которой риэлтор вынужден существовать. Это все равно, что противопоставлять человека и воздух», - сказал Виктор Щеблецов - консультант по интернет-маректингу Холдинга «МИЭЛЬ».

Подобного мнения придерживается Григорий Полторак - президент Московской Ассоциации Риэлторов, глава корпорации «БЭСТ-Недвижимость»: «Информационные порталы и риэлторы оказывают услуги на разных смежных рынках. Никто не задумывается о том, что риэлторы давно перестали торговать информацией. Порталы, работающие на коммерческой основе, информацию продают. Риэлторы давно уже - к сожалению для них - не имеют такой возможности. 15 лет назад можно было бы играть на незнании рынка покупателями и продавцами и зарабатывать огромные деньги на разнице между ценой продажи и ценой покупки. Сейчас информационная насыщенность очень высока! Риэлторы работают на оказание услуги, а интернет услуг не оказывает. Покупателю необходимо помочь сделать правильный выбор. Немногие способны самостоятельно разобраться, что им нужно, найти объект и приобрести. Я даже не говорю об экспертизе, проверке и сборе документов. Самое важное в работе риэлтора - помочь в выборе, определить, что человек хочет».

С таким определением функций риэлтора на рынке категорически не согласился Александр Дьяченко - директор по развитию агентства Wellhome. По его мнению, клиент приходит на рынок с более-менее конкретным запросом, и неправильно преувеличивать роль риэлтора. Тогда в чем же заключается его функция? «Если уж люди нашли квартиру, они вполне в состоянии найти юриста или риэлтора и заказать ему отдельную услугу: проверку, сопровождение сделки и т.п. И уже появляются фирмы, которые предлагают такие «точечные» услуги». Означает ли это, что информационные порталы, сделав информацию об объектах общедоступной, отняли у риэлторов часть рынка? «Я не конкурент, но опасаюсь этой конкуренции, и стараюсь свой бизнес диверсифицировать в этом направлении. Риэлтор и портал партнеры только в отношениях рекламодатель - рекламная площадка», - говорит Александр Дьяченко.

Компромиссное суждение высказал управляющий директор компании «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский: «Мы должны быть и партнерами, и конкурентами. Потому что здоровая конкуренция идет на пользу рынку, а, следовательно, и нашим клиентам». Свое мнение г-н Скоморовский подтвердил на примере развития рынка недвижимости США: несмотря на доступность интернет-баз для клиента, агентства недвижимости не потеряли своих позиций и обслуживают преимущественно собственников жилья.

Генеральный директор компании «TWEED-Недвижимость» Ирина Могилатова удивлена заявлением Александра Дьяченко: «В секторе элитной недвижимости, где работает наше агентство, никогда информационный портал конкурентом риэлтору не станет. Собственники не стремятся сами продавать свои квартиры и не желают оставлять своих контактных телефонов. При совершении сделки продавец и покупатель не всегда друг друга знают, особенно, если квартира собственника оформлена на оффшор, и покупатель приобретает недвижимость на другой оффшор. Наши услуги оплачивает именно продавец, мы продаем его недвижимость. Но он готов к этим расходам, и относится это не только к физическим лицам, но и к застройщикам и девелоперам».

Алексей Дубровский - эксперт рынка Интернет-недвижимости, солидарен с большинством ораторов: «Интернет-порталы являются конкурентами только тем агентам, которые в работе ставят на непрозрачность рынка. Какое-то время назад они получали сверхприбыли, но теперь ситуация изменилась. Интернет-ресурсы делают рынок недвижимости прозрачным. И для информационного портала риэлтор, безусловно, является партнером».

По данным исследования, проведенного компанией Скан-маркет в 2007 году по заказу компании Миэль, 40% клиентов ищет информацию об объектах недвижимости в Интернете.

При этом 80% интернет-активных клиентов использует поисковые системы общего профиля, 70% - сайты агентств. Специализированные порталы по недвижимости востребованы у 25% клиентов», - поделился статистическими данными Виктор Щеблецов.

Рубен Акопов, генеральный директор «ГДЕЭТОТДОМ.РУ» резюмировал позицию информационных порталов как участников рынка: «Мы не позиционируем себя, как убийц риэлторского бизнеса.... Мы не заменим экспертизу. Но можем помочь решить ряд проблем, актуальных для профессионалов рынка, например, повысить скорость и качество донесения информации».

Качество информации в базах по недвижимости вызвало нарекания со стороны всех участников диспута. В числе основных проблем были названы дубли объявлений, устаревшие данные, рекламные фантомы. Причиной все участники считают безответственность и безнаказанность подателей объявлений. «В риэлторском бизнесе существует проблема легитимности: не все законы прописаны. В базах данных много мусора потому, что нет четких правил, по которым эти объявления в базы должны попадать. Соответственно, и нет ответственности за нарушения» - считает Марта Савенко, главный редактор портала «Недвижимость и цены».

Григорий Полторак видит два способа повысить качество баз. Размещение должно стоить столько, чтобы публиковать заведомо ложную информацию стало невыгодно. Либо же необходимо вводить санкции за публикацию недостоверных объявлений. «В США, где рынок недвижимости существует намного дольше, публикация недостоверного объявления влечет за собой отлучение от системы. За этим внимательно следят контролирующие органы», - говорит эксперт.

Тема финансового кризиса и перспектив его влияния на рынок риэлторских услуг также оказалась актуальной. Александр Дьяченко высказал опасения, что в самое ближайшее время отложенный спрос, с которым рынок неизбежно столкнется, пошатнет позиции риэлторов. Собственники жилья, разочарованные в эффективности услуг риэлтора, будут вынуждены самостоятельно создавать базы и сами маркетировать свои объекты.

Категорически с ним не согласен Григорий Полторак, заявивший, что потребность в услугах профессионалов в период кризиса, несомненно, возрастет.

Главное