Мнения, 21 ноя 2008, 11:49
М2

Вадим Гендель: В Европе нет таких красивых поселков, как в России

Строительство загородного поселка на первый взгляд задача несложная: приобрести землю в живописном, а лучше всего в престижном месте, желательно неподалеку от водоема, заявить о начале продаж и приступить к возведению сотни аккуратных домиков. Но, как показывает практика, нужна еще грамотная концепция. О роли архитектора в создании поселка в интервью М2 рассказывает директор архитектурного бюро «А-Я Студия» Вадим Гендель.
Читать в полной версии

Строительство загородного поселка на первый взгляд задача несложная: приобрести землю в живописном, а лучше всего в престижном месте, желательно неподалеку от водоема, заявить о начале продаж и приступить к возведению сотни аккуратных домиков. Но, как показывает практика, нужна еще грамотная концепция. О роли архитектора в создании поселка в интервью М2 рассказывает директор архитектурного бюро «А-Я Студия» Вадим Гендель.

- Некоторые ваши коллеги сетуют на то, что сегодня архитектура становится производной от экономики: востребованы типовые проекты, а место для свободного творчества остается только там, где есть индивидуальный заказчик. Вы согласны?

- Я считаю, что творчество зависит не от предмета, а от автора. Есть очень многие люди, которые идут на поводу у инвесторов, и в результате далеко не всегда получается хороший продукт. Конечно, мы - современные архитекторы - любим нестандартные решения, но если говорить о загородном жилье, то оно и должно быть достаточно консервативным, все-таки коттеджи - это типовые проекты, универсальные, на которые должен быть спрос. Тем не менее стараемся придумывать идеи, концепции интересные для поселков. Возможность для творчества есть всегда, особенно в загородном строительстве. Просто спроектировать домики и поставить в каком-то красивом или не очень красивом месте - это было бы непрофессионально. Естественно, должна быть какая-то общая идея, которой должны подчиняться стиль поселка, оформление жилых и общественных зданий, организация территории, должны быть какие-то «фишки» интересные, малые группы архитектурные - это как раз то, с чем должен работать архитектор. И никакой инвестор, никакие потенциальные покупатели в этом не помогут. Это авторская работа, творчество.

Типовые проекты многоэтажных комплексов и типовые проекты загородных поселков - это все-таки разные вещи. Люди, которые покупают квартиры в городе, в последнюю очередь обращают внимание на фасады. Скорее всего они будут выбирать себе жилье, подходящее по цене, по местоположению, по контингенту. Архитектура вряд ли имеет для них значение. А в загородном строительстве все немного иначе. Загородное жилье лучше всего отражает вкусы людей, поэтому когда архитектор проектирует поселок, он должен сделать 10-15 типов домов, которые удовлетворят всем типам покупателей.

Еще могу отметить, что нигде в западной Европе нет таких красивых домов, какие строятся в подмосковных поселках. Поселок в типично западном стиле: аккуратные, совершенно одинаковые, как цыплята, домики, очень простые, без излишеств. В России построить хороший поселок без оригинальной идеи просто невозможно.

- То есть при работе над проектом нужно совместить разнообразные вкусы покупателей с вашими собственными оригинальными идеями. Как это получается?

- Например, люди до сих пор почему-то стремятся построить дома в разных классических стилях XVIII-XIX веков. Но мы уже люди нового века и считаем, что нужно переосмысливать все классические формы, классические решения. Поэтому если мы все-таки работаем с классикой, то обязательно пропускаем через свою призму. Строить еще раз то, что уже было построено в XIX веке, некорректно. Поэтому наши дома и по планировке, и по наполнению - это современные вещи.

Существует мировой мешок идей - из Китая, России, Индии, Голландии и т.д. Если идея интересная, ее будут так или иначе использовать повсеместно. Ведь достаточно одинаково люди распознают красивое и некрасивое, потому что работают элементарные принципы гармонии, соотношения форм и цветов.

- Как вы считаете, от чего зависит успешность проекта загородного поселка?

- В первую очередь от местоположения. Важно также, насколько хорошо сейлс-менеджеры продают этот поселок, какие маркетинговые ходы используют. Кроме того, имеет значение такой фактор, как соседство, - в России пока в меньшей степени, а на Западе в двух соседних поселках или совершенно одинаковых районах города могут быть совершенно разные цены на жилье, потому что в одном из них живет, скажем так, непрестижное население.

- А какова в данном случае роль архитектора?

- Трудно оценить роль архитектора в проекте, хотя грамотная концепция поселка - весьма значимый фактор. Например, элитный поселок проще сделать, чем поселок эконом-класса, потому что на элитный поселок выделяется больший бюджет, а значит, и простора для деятельности больше, следовательно, и поселок получается красивее, интереснее. А, проектируя недорогой поселок, приходится уже думать, как сделать его красивым за меньшие деньги; чем, кроме цены, привлечь покупателя. Поэтому архитектурная составляющая отнюдь немаловажна для успешности поселка.

Все в мире создается по одному и тому же принципу. Сначала должна быть общая идея, из которой формируется концепция конкретного поселка. Концепция поселка, как показывает практика, оттачивается в течение года. Должна быть какая-то легенда и ее, скажем так, архитектурное воплощение. Например, у нас есть проект «Автодеревня» на Киевском шоссе: малоэтажный жилой комплекс, а также большой торговый центр на 100 тыс. кв. м, трасса для рейсинга, трибуны, офисы - мы решили, что все это должно быть выполнено в лучших традициях автодизайна. А для поселка «Папушево» мы придумали собственный стиль - новый русский романтизм. Исходили из того, что у поселка очень русское название, он очень интересно географически расположен, в историческом месте. И поселок получился достаточно романтический, сочетающий пять-шесть стилей, очень гармонично переплетающихся между собой.

Вообще я думаю, что правильнее всего застраивать поселок из 100-200 домов. Выбрать четыре-пять типов домов и для каждого два-четыре типа размеров. Итого получится около 15 разных домов. И плюс к этому продумать в каждом стиле по два-три типа отделки: разной по цвету и фактуре. Чтобы дома в поселке были не одинаковые, но похожие и хорошо гармонировали друг с другом. Ведь каждый покупатель - это индивидуальность, он хочет иметь что-то отличающееся от других.

- У вас много разнообразных проектов. Что для вас лично предпочтительнее: загородные поселки, офисы, многоэтажные дома?

- Для любого архитектора градостроительная задача намного более масштабная, интересная, потому подразумевает несколько составляющих: социологическую, инфраструктурную и даже философскую. Скажем, торговый центр, гостиница или офис - чистая технология. И творчество может быть действительно отражено только на фасадах, потому что архитектор не должен в угоду каким-то своим идеям или творческим амбициям сделать технологически неправильный проект. При проектировании загородного жилья решаются другие задачи: как сделать дом удобным в использовании, предусмотреть необходимые для комфортного проживания вещи. Мне интересны любые проекты, просто они вызывают совершенно разные эмоции.

Беседовала Мария Макалкина

Об авторах
М2
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное