Мнения, 11 июн 2009, 10:24
М2

Владислав Луцков: Всех интересуют продажи – прогноз будущего cash flow

О том, как изменился рынок консалтинговых услуг в недвижимости, мы сегодня беседуем с генеральным директором аналитического консалтингового центра «Миэль» Владиславом Луцковым.
Читать в полной версии

Финансовый кризис не просто подорвал работу отдельных компаний, но и отрицательно сказался на целых отраслях бизнеса. В полной мере негативное кризисное влияние ощутила на себе сфера недвижимости. А одними из первых под удар попали консалтинговые компании. О том, как изменился рынок консалтинговых услуг в недвижимости, мы сегодня беседуем с генеральным директором аналитического консалтингового центра «Миэль» Владиславом Луцковым.

- Владислав Михайлович, как изменился рынок консалтинговых услуг?

- Одной из первых пожарных мер, принятых в разгар кризиса осенью 2008 года, стало снижение расходов. В числе первых под нож пошли консалтинговые услуги. Вследствие этого последние полгода рынок находился в некотором оцепенении. Однако, несмотря на сложности, консалтинг продолжает быть востребованным. При изменении объемов заказов видоизменились консалтинговые услуги. Однако рынок живет, и с приходом весны оживление, как на рынке недвижимости в целом, так и в сфере консалтинга, стало очевидным.

- Как изменились ваши клиенты и заказы?

- Да, конечно, структура заказов на рынке консалтинговых услуг изменилась радикально. Традиционные консалтинговые продукты, которые пользовались спросом в период активно растущего рынка, теперь практически не востребованы. Это объясняется тем, что значительной части девелоперов теперь не до разработки концепций будущих проектов. В условиях ограниченного финансирования перед большинством из них сегодня стоят другие задачи. Они хотят знать, что им делать с существующими активами (земельными участками, объектами недвижимости), сколько они стоят, как им оптимизировать кредитную нагрузку и т.д. И сегодня консультанты призваны помогать им именно в этих вопросах.

В какой-то мере сегодня мы можем говорить о новом витке развития консалтинговых услуг в России, когда вслед за меняющимся рынком консультанты предлагают заказчику совершенно новые услуги.

- На чем сейчас акцентируют внимание консультанты?

- Традиционно востребованных до кризиса работ по созданию концепций и комплексному освоению территории сейчас немного.

На передний план сейчас вышли работы, связанные с аудитом бизнес-идей. Причем востребован как экспресс-анализ, так и выработка конкретных рекомендаций для бизнес-решений, будь то рентный бизнес объектов коммерческой недвижимости или проекты жилой застройки.

Повышенный интерес со стороны собственников мы сейчас наблюдаем к работе над реконцепцией существующих проектов. Мы проводим экспертизу этих проектов относительно новых рыночных условий. Консультанты проводят работу по экспертизе проектапортфеля проектов (от экспресс-анализа до полной услуги Due Dill): оценка потенциала проектапортфеля проектов и выработка сценариев развития, а также рекомендации по их управлению - заморозке, продаже, реализации.

- На какой вопрос сегодня хотят получить ответ от консультантов их заказчики?

- Сегодня главный вопрос, на который хотят получить ответ собственники проекта, инвесторы, кредитные организации: что будет с реализацией продуктов проекта? Всех интересуют продажи - прогноз будущего cash flow.

Поэтому мы также занимаемся анализом рыночной реализуемости графика продаж и предлагаем рынку в рамках холдинга комплексную услугу - от консалтинга и реконцепции проекта до его реализации и обеспечения ответственных продаж продуктов проекта.

Об авторах
М2
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное