Городская недвижимость, 21 ноя 2008, 15:02

Куда идти, где продавать

До последних событий рынок торговой недвижимости активно развивался. В погоне за успехом девелоперы разрабатывали новые концепции и форматы ТЦ. Стоит заметить, что вполне удачно  большинство из них востребованы и по сей день. Более того, эксперты рынка отмечают тенденцию перехода торговых операторов из формата стрит-ритейла в крупные торговые комплексы. Предприимчивые владельцы брендов, обнаружив, что интересные ТЦ высоко ценятся потребителем, поспешили занять там площади. В такой ситуации очевиден вопрос, хватит ли всем мест. Известно, что до сих пор не утратили свою актуальность и популярность торговые коридоры. Останутся ли арендаторы в московских коридорах или поселятся в ТЦ? Что изменит кризис и как ситуация будет развиваться дальше, стоит рассмотреть в деталях.
Читать в полной версии

До последних событий рынок торговой недвижимости активно развивался. В погоне за успехом девелоперы разрабатывали новые концепции и форматы ТЦ. Стоит заметить, что вполне удачно  большинство из них востребованы и по сей день. Более того, эксперты рынка отмечают тенденцию перехода торговых операторов из формата стрит-ритейла в крупные торговые комплексы. Предприимчивые владельцы брендов, обнаружив, что интересные ТЦ высоко ценятся потребителем, поспешили занять там площади. В такой ситуации очевиден вопрос, хватит ли всем мест. Известно, что до сих пор не утратили свою актуальность и популярность торговые коридоры. Останутся ли арендаторы в московских коридорах или поселятся в ТЦ? Что изменит кризис и как ситуация будет развиваться дальше, стоит рассмотреть в деталях.

Торговые центры появились относительно недавно, однако за короткий период их качество заметно улучшилось. Востребованность таких объектов определяется различными факторами. В последнее время было известно, что конкурируют между собой как ТЦ (за привлечение выгодных арендаторов), так и арендаторы в отношении привлекательных ТЦ. Говорить, что успех торгового объекта может обеспечить только пул операторов, нельзя. Большое значение имеют месторасположение проекта, пешеходный и автомобильный трафики, а также многое другое. Стоит отметить, что аналогичные факторы обеспечивают успех и магазинам формата стрит-ритейла.

Если говорить более конкретно о формате торгового центра, то очевидно, что транспортная доступность увеличивает потребительский поток. На сегодняшний день проектирование такого торгового объекта изначально предусматривает наличие парковочных мест. В отношении развлекательной составляющей можно сказать, что ее отсутствие может компенсировать хороший пул арендаторов, который, безусловно, привлекает посетителей.

Операторы, выбирающие формат стрит-ритейла, в первую очередь ориентированы на создание и поддержание собственного имиджа. Торговые коридоры Москвы - Кутузовский проспект, Ленинский проспект, Тверская улица... Бутики, наполненные брендовыми марками, респектабельные посетители, одним словом статус. Тем не менее здесь можно встретить и арендаторов средней ценовой категории. В этот момент и рождается меркантильный вопрос: выгоднее ли размещаться в помещении торгового коридора, на первой линии, и платить высокую арендную ставку или перейти в ТЦ, где может быть больше посетителей, а «добрые» якоря заманят больше желающих расстаться с деньгами?

С одной стороны, концептуально интересные ТЦ могут составить конкуренцию торговым коридорам, ведь не всегда торговые операторы арендуют площади на Кутузовском или, например, на Тверской улице ради увеличения прибыли. Для многих факт расположения в дорогом коридоре просто-напросто повышает имидж. Многим повезло там оказаться еще в те времена, когда арендная плата не была столь велика или помещение находилось в собственности. Стоит добавить, что существующие торговые сети могут открываться как в ТЦ, так и в торговых коридорах.

Выбор месторасположения того или иного магазина во многом определяется форматом оператора, который впоследствии займет это место. Если мы говорим о сегменте стрит-ритейл, то наиболее дорогая его составляющая дислоцируется в районе улицы Тверской и представляет собой имиджевые магазины известных марок. Стоит отметить, что сюда маловероятно придут арендаторы близлежащего торгового центра в силу величины арендных ставок и практического отсутствия вакантных площадей.

Помимо всего прочего для арендаторов выгоднее снимать помещения именно в торговом центре, поскольку объекты такого рода имеют более высокую покупательскую проходимость, нежели торговые коридоры: увеличение посещаемости магазинов происходит за счет других операторов, в том числе и якорных, которые в основном и обеспечивают объекту основной поток посетителей.

Стоит отметить, что конкуренция арендаторов в торговом центре ниже по сравнению с торговым коридором, ведь их пул формируется согласно концепции проекта. В отличие от этого среди причин формирования торговых коридоров можно назвать и тот факт, что новые магазины открывались здесь не только исходя из потребностей населения, но и для того, чтобы просто «занять место», тем самым обезопасив себя от потенциальных конкурентов и претендентов на приглянувшуюся площадку.

Кроме того, еще одним преимуществом ТЦ является и тот факт, что владелец объекта имеет более структурированный и профессиональный бизнес, нежели владелец помещения первого этажа жилого дома. С этой точки зрения торговый центр становится более надежным по сравнению магазином формата стрит-ритейл, ведь, общаясь с основными участниками рынка, девелопер становится более опытным, в большей степени владеет информацией о рынке.

Сравнивать арендные ставки в ТЦ и в помещении, расположенном в каком-либо доме, не стоит: при их расчете учитывается множество факторов, в том числе месторасположение объекта недвижимости, проходимость и пр. Так, самыми низкими арендными платежами облагаются якорные арендаторы в ТЦ.

Решение о перемещении арендатора из торгового коридора в ТЦ зависит исключительно от желания самого арендатора. Если, просчитав все риски и расходы, он сделал вывод о том, что выгоднее будет присутствовать в том или ином ТЦ, то, безусловно, арендатор приложит максимум усилий для того, чтобы занять вакантное место в том или ином объекте.

Рассуждая о тенденциях, стоит заметить, что пока существенного оттока арендаторов из ТЦ не наблюдается - присутствует устойчивая покупательская способность населения. Если экономический кризис углубится и захватит широкие слои населения, то неизбежны всеобщая экономия, сокращение потребительской корзины и коррекция арендных ставок во всех категориях торговых объектов.

Генеральный директор компании «Миэль-Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин специально для М2

Главное