Мнения, 04 сен 2013, 14:05
Антон Белых

Как малому бизнесу снять помещение

Самыми востребованными на рынке торговыми помещениями формата стрит-ритейл среди предприятий малого и среднего бизнеса являются маленькие блоки от 15 до 50 кв. м с отдельным входом. Однако таких помещений на рынке почти нет, а те, которые есть, стоят слишком дорого. Что делать тем операторам, которые не могут позволить себе арендовать стандартные для рынка площади от 100 кв. м, рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.
Читать в полной версии

Проблема с поиском помещений для операторов малого и среднего бизнеса в Москве стоит очень остро: дело в том, что небольших помещений на рынке практически нет, а собственники недвижимости зачастую не хотят связываться с мелкой нарезкой, предпочитая отдать все помещение крупному оператору. Либо — если собственник вдруг решил сдавать свое помещение по частям — ставки аренды на него возрастают до космического уровня. Из-за этой практики не у дел остаются многие небольшие компании, которым приходится либо довольствоваться некапитальными павильонами, которые в любой момент могут снести, либо брать площади в не самых удачных местах и прогорать. Что же делать?

На самом деле есть два выхода: субаренда или кооперация. Рассмотрим их по порядку.

Предложений по субаренде торговых помещений на рынке достаточно много. Очень активно оставшиеся площади сдают операторы продуктового ритейла, магазины косметики и парфюмерии, аптеки и другие игроки рынка. Делают они это не только и не столько ради заработка, сколько из-за того, что им тоже предлагают помещения избыточной площади. При этом многим сетевым операторам необходимо закрывать ту или иную локацию (быть представленным в конкретном городе и районе), но дефицит подходящих помещений вынуждает их брать большие по размеру площади. Бояться такой субаренды не стоит: крупные операторы ритейла, как правило, заключают долгосрочные договоры аренды и внимательно проверяют документы на помещение или здание. Так что их выбору можно доверять. Кроме того, сетевые операторы очень тщательно подходят к выбору локации своего магазина, поэтому не берут гиблые места без трафика и покупателей. Ставки аренды на такие помещения невысоки, так как задачи существенно заработать на субарендаторах у сетевика нет. Единственный минус такого варианта состоит в том, что зачастую субарендодатель не может сделать отдельный вход своим партнерам, поэтому приходится довольствоваться совместным. Впрочем, для многих арендаторов наличие отдельного входа не является основным требованием, поэтому предлагаемые в субаренду площади пользуются высоким спросом.

Другим вариантом получить желаемые помещения за разумные деньги для небольших операторов является кооперация с близкими по профилю игроками и совместная аренда больших помещений. Например, такую практику активно использует сеть молочных товаров "Избенка", которая активно объединяется с продавцами мясных изделий, колбас и других продуктов. По похожей схеме работает сеть магазинов колбас и мясных деликатесов "Мясницкий ряд", которая активно сотрудничает с магазинами разливного пива, продавцами мяса, молока, птицы или рыбы. И таких примеров довольно много. В этом варианте есть существенный плюс: при такой кооперации операторы очень хорошо дополняют друг друга и привлекают больше клиентов, чем привлекли бы по отдельности или по соседству с другими, никак не связанными по профилю деятельности компаниями. В целом же такое объединение арендаторов дает не только синергический эффект и стимулирует продажи, но и позволяет оптимизировать расходы на арендную плату, так как большие помещения по площади существенно дешевле.

Таким образом, выход есть всегда, и малым предпринимателям не стоит отчаиваться и пытаться найти крайне дефицитные маленькие помещения в прямую аренду или занимать очень неудачные помещения.

Об авторах
Антон Белых DNA Realty
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное