Мнения, 18 фев 2014, 11:38
Елена Орлова

Бизнес на задворках: коммерческие площади в глубине кварталов

И.о. руководителя департамента коммерческой недвижимости компании "НДВ-Недвижимость" Елена Орлова рассказывает в колонке, которую она написала специально для "РБК-Недвижимости" о недостатках и преимуществах коммерческих объектов, расположенных в глубине кварталов и вдали от оживленных улиц.
Читать в полной версии

Нежилое помещение на первой линии домов - отличное предложение для торгового бизнеса. Благодаря удобному расположению такие объекты оказываются на виду у пешеходов и автомобилистов, а следовательно, привлекают большое число посетителей. Магазины одежды и обуви, салоны парфюмерии, отделения банков - чего только не встретишь на видимых сторонах улиц. Но что размещают в помещениях, спрятанных от глаз? Есть ли на них спрос?

Так как объем торговых помещений, расположенных на первых этажах, ограничен, то люди обращают внимание на все объекты, доступные для покупки. Однако невысокий поток посетителей - большой минус для торговых операторов. Расположение в тихом, а не оживленном месте, означает потерю денег. Есть смысл отдавать помещение под офис или бизнес, для которого местоположение на первой линии не является ключевым фактором. К тому же цены играют далеко не последнюю роль...

Объекты, аналогичные по характеристикам, но разные по расположению, будут отличаться в среднем по стоимости в 2-3 раза. Это верно и для аренды, и для продажи. Например, стоимость 1 кв. м в районе станции метро "Белорусская" составляет 6-8 тыс. долл. для помещений на второй линии домов и 30 тыс. долл. - на первой линии домов. Конечно, чем дальше от центра, тем ниже цены. Стоимость квадратного метра помещения, расположенного на Рязанском проспекте с торцевой части дома, составляет 4 тыс. долл. При этом отмечу, что на формирование стоимости, помимо расположения объекта, влияет ряд факторов: готовность помещения, наличие витринных окон, планировка и технические параметры.

В последнее время все больше таких объектов - не на первой линии домов - появляются в апарткомплексах, которые ранее располагались на месте бывших производственных территорий. Отсюда и определенная локация. Большое значение имеет близость станции метро. В таком случае помещение будет пользоваться спросом, даже если у него не самая лучшая видимость.

Объекты на второй линии домов, в глубине улиц, приобретают в основном частные инвесторы, которые впоследствии сдают помещения в аренду. Помещения снимают под следующие виды деятельности: салон красоты, медицинский центр, стоматологию, туристическую фирму, кофейню, предприятие быстрого питания (Subway, например), шоу-румы, клиентские офисы.

Если говорить о помещениях формата стрит-ритейл (первая линия домов), то их стоимость достигает 50 тыс. долл. за 1 кв. м, что не является доступным предложением для большого количества покупателей.

И.о. руководителя департамента коммерческой недвижимости компании "НДВ-Недвижимость" Елена Орлова специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторах
Елена Орлова НДВ-Недвижимость
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное