Коммерческая недвижимость, 28 фев 2014, 19:19

Московские подземные переходы останутся без торговых объектов

Из-за высоких ставок на аренду торговых помещений малый бизнес в Москве уходит из "подуличного пространства" - подземных переходов.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos/Gladkov

В Москве насчитывается более 22 подземных переходов, которые подчиняются двум столичным предприятиям - "Гормосту" и Московскому метрополитену. В этих, на языке чиновников, "подуличных пространствах" еще в начале 2013г. размещалось более 20 тыс. кв. м торговых мест - ларьков с товарами повседневного потребления и сопутствующих товаров, объектов быстрого питания, даже небольших отделений банков и т.д. Они были заполнены арендаторами на 100%. Однако уже в 2014г. "подземных" арендаторов стало в Москве в разы меньше - предприниматели, которые в основном относятся к малому бизнесу, не потянули новые арендные ставки на свои помещения. Повышение ставок аренды произошло весной 2013г., тогда подземные торговые помещения стали обходиться вместо 18-20 тыс. руб. в 200-220 тыс. руб. за 1 кв. м.

Инициаторы новой концепции развития торговли в подземных переходах Москвы объясняли, что таким образом городской бюджет сможет получить дополнительно 2 млрд руб. Однако в результате поступления от аренды упали практически до нуля. Более того, если раньше расходы по содержанию переходов несли арендаторы торговых помещений, то теперь за это должен расплачиваться городской бюджет.

Как рассказал "РБК-Недвижимости" источник, близкий к структурам "Гормоста" и Московского метрополитена, высокие ставки аренды приводят к массовому отказу предпринимателей от площадей в подземных переходах "в связи с их нерентабельностью", а также к демонтажу существующих ларьков. Сегодняшняя динамика аренды подземных павильонов не дает никаких оснований предполагать, что в ближайшие годы новая концепция подуличной торговли в Москве будет приносить городу доход.

Впрочем, подобная ситуация вписывается в реализуемую в Москве концепцию нестационарной торговли, благодаря которой в многомиллионной столице осталось около наземных 8,5 тыс. ларьков и палаток, что негативно сказывается на предприятиях малого бизнеса, а также сужает для конечных потребителей, простых москвичей, возможности приобретения услуг и товаров. Если цель - избавить Москву от ларьков, то действия столичных предприятий, отвечающих за подземные пространства, понятны. Впрочем, напомним еще раз, что в 2013г. идея повышения арендных ставок декларировалась совершенно другая - полонить городской бюджет…

Главное