Московские "понты": чем отличается столичное жилье от провинциального
Портал "РБК-Недвижимость" и газета "РБК daily" провели конференцию на тему "Доступна ли недвижимость бизнес-класса Москвы для среднего класса россиян" в рамках XIII Российского форума лидеров рынка недвижимости RREF в Центральном доме художника. На конференции выступили спикеры из консалтинговых и девелоперских компаний, работающих в сегменте жилья бизнес-класса. Публикуем материалы нашей конференции.
Московские "понты"
Екатерина Фонарева отмечает, что основные факторы, которые влияют на выбор покупателя - это репутация застройщика, близость к центру, наличие отделки в квартире, архитектурное решение комплекса, планировочные решения квартиры, передовое инженерное оснащение, обеспечение машино-местами.
По ее словам, в основном клиенты корпорации приобретают объект для постоянного проживания (56%), с инвестиционными целями - 27%. "Но это не спекулятивное вложение, а, скорее, вклад в собственное будущее. Нет такого, что люди хотят скупить жилье, а дальше заняться самостоятельно его реализацией. Это прагматичные покупки", - поясняет она целевую направленность приобретений и добавляет, что доля покупок для детей составляет 10%, 7% - покупки для проживания экспатов. Порядка 60% оплачивают 100% стоимости, 35% берут рассрочку, 10% покупателей берут ипотеку. Пик популярности приходится на жилье площадью от 100 до 120 кв. м.
При этом генеральный директор "Миэль-Новостройки" Софья Лебедева отмечает, что в Москве бизнес-класс не уходит, но значительно сокращается. Прирастает он в Московском регионе только за счет подмосковных строек. Если раньше были большие квартиры и дорогостоящие материалы, то сейчас акценты больше делаются на социальной и транспортной инфраструктуре.
"На текущий момент в Москве мы наблюдаем 48 объектов в реализации бизнес-класса. По нашим данным, это 2,3 млн кв. м, причем 24 объекта - это проекты, которые вышли до 2010г. По Московской области мы наблюдаем 26 объектов, или чуть более 1,6 млн кв. м", - отмечает Софья Лебедева.
Бизнес-класс в Туле
Если вкусы и аппетиты подмосковных жителей относительно дорогого жилья остаются примерно такими же, как у москвичей, то региональный рынок в 194 км от Москвы - это совершенно другая история.
"Что такое элитное жилье для Тулы?" - спрашивает генеральный директор "Ин-Групп" Александр Велигодский и объясняет, что до 2006г. элитным жильем в Туле считался кирпичный дом с дорогими стеклопакетами, расположенный в центре города. "Ни парковки, ни прилегающей территории. В 2006г. мы принесли новый тренд - комплексную застройку. Мы начали со строительства микрорайона "Оружейная слобода". "Ин-Групп" выступала в данном проекте в качестве инвестора", - поясняет он.
Квартиры в "Оружейной слободе" были спланированы с просторными холлами, кухнями и возможностью осуществлять индивидуальную планировку жилых зон. Среди нежилых объектов комплекса - административное здание, подземный паркинг, торговый центр.
"Мы начали строительство в 2006г., с 2009г. по 2010г. сдали 10 корпусов, и все квартиры были раскуплены. Единственная ошибка, которую мы допустили - мы считали, что в Туле есть богатые люди, которым действительно нужно элитное жилье, например, пентхаусы на последних этажах, площадью 200 кв. м. с большими террасами и панорамным остеклением. Оказалось, что немодно жить в Туле в пентхаусе", - говорит о спросе девелопер.
В отличие от московского рынка, где инвесторам доступны различные средства вложений собственных сбережений, на тульском, если в банковском секторе начинаются проблемы, недвижимость остается практически единственной "тихой гаванью". Как рассказывает Александр Велигодский, один из домов в ЖК бизнес-класса на улице Генерала Маргелова в Туле был продан за 12 часов. Но если речь идет об улучшении жилищных условий, то в Туле однокомнатные квартиры пользуются особой популярностью. "Здесь говорили: кому нужно 8-10% однокомнатных квартир? У нас 100% однокомнатных раскупается! Стоимость квартиры - 1 млн руб., причем банки готовы давать ипотечный кредит при первоначальном взносе в 10%. Площадь квартиры-студии - 28 кв. м, самая востребованная перепланировка - "двушка" для детей и родителей", - комментирует он.
В конференции приняли участие: Александр Велигодский, генеральный директор "Ин-Групп"; Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка IntermarkSavills; Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации "Баркли"; Дмитрий Котровский, вице-президент "Химки Групп"; Софья Лебедева, генеральный директор "МИЭЛЬ-Новостройки"; Татьяна Шарова, руководитель департамента проектного консалтинга "Бест-Новострой"; Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-A-Tet; Жанна Зиновьева, директор департамента маркетинга ГК "Интеко"; Екатерина Тейн, директор департамента розничных продаж группы "ПСН".
Модераторы: Игнат Бушухин (главный редактор проекта "РБК-Недвижимость") и Анастасия Дуленкова (редактор раздела "Недвижимость" газеты "РБК daily").