Коммерческая недвижимость, 30 апр 2014, 12:10

С владельцев коммерческой недвижимости соберут дополнительные налоги

Минимальную площадь офисов и торговых центров, с которых взимается повышенный налог на недвижимость, хотят снизить до 2 тыс. кв. м.
Читать в полной версии

Руководитель Департамента экономической политики и развития города (ДЭПиР) Максим Решетников предложил внести изменения в закон о налогах на имущество крупнейших торговых и офисных центров, исходя из кадастровой стоимости, основанные на анализе правоприменения по итогам первого квартала 2014г. Столичные власти предлагают с будущего года снизить минимальную планку для объектов коммерческой недвижимости, с которых взимается повышенный налог, с 5 до 2 тыс. кв. м. Это позволит дополнительно пополнить городской бюджет на сумму до 10 млрд руб.

По мнению экспертов, опрошенных редакцией "РБК-Недвижимость", действующий закон и так был существенным обременением для собственников торговых и офисных помещений и уже вызвал негативные последствия для них, теперь под удар попадут представители малого и среднего бизнеса. Владельцы площадей перенесут возросшие затраты на арендаторов путем увеличения операционных расходов.

Так, например, при уже существующих налогах AFI Development Льва Леваева опасается более чем двукратного роста налога на свою недвижимость по итогам 2014г. из-за привязки налоговой ставки к кадастровой стоимости объектов. Девелопер подсчитал, что эти платежи могут превысить 30 млн долл., то есть отнимут около 20% арендного дохода за год.

Напоним, с 1 января 2014г., в соответствии с Налоговым кодексом, российские регионы получили право исчислять налоги на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении торговых и офисных объектов. Чтобы не допустить резкого роста налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, Мосгордума приняла закон, согласно которому налоги от кадастровой стоимости с 2014г. будут исчисляться только для бизнес и торговых центров площадью более 5 тыс. кв. м, расположенных на земельных участках офисного и торгового назначения. Кроме того, ставки были установлены на максимально низком уровне. Мосгордума законодательно одобрила горизонт роста ставок на пять лет. На 2014г. налоговая ставка составила 0,9%, на 2015г. - 1,2%, на 2016г. - 1,5%, на 2017г. - 1,8%, на 2018г. - 2%.

ДЭПиР предлагает внести изменения в действующее городское законодательство, без которых под действие новой системы с будущего года подпадали все без исключения объекты торгово-офисной недвижимости. Определено, что максимальной "планкой" для таких объектов станет площадь в 2 тыс. кв. м.

Во-вторых, помимо торгово-офисных центров, расположенных на земельных участках профильного использования, к сфере применения новых норм с 2015г. отнесены объекты делового или коммерческого назначения на земельных участках с иным разрешенным использованием, однако по факту они используются как офисы. Основным критерием должно выступать именно фактическое использование объекта. В отношении таких объектов также устанавливается нижний порог в 2 тыс. кв. м. В-третьих, предлагается отнести к облагаемым налогом по новой системе объектам встроенно-пристроенные нежилые помещения - крупные магазины в стилобатах площадью свыше 2 тыс. кв. м.

Предполагается, что эти поправки в законодательство позволят существенно ограничить использование "серых" схем уклонения от уплаты налогов со стороны недобросовестных предпринимателей. При этом вносимые изменения не затрагивают существующие льготы по уплате налога для социально значимых объектов и представителей малого бизнеса.

"Одновременно с переводом на уплату налога от кадастра всех торгово-офисных объектов в пешеходных зонах мы предлагаем поддержать предприятия общественного питания, примыкающие к пешеходным зонам, введением для них льготной ставки в размере 0,1% от кадастровой стоимости имущества. Это позволит не просто сменить приоритеты для собственников зданий, но увеличит количество разных ресторанов и кафе, существенно повысит привлекательность пешеходных зон для москвичей и гостей города", - говорит Максим Решетников.

"Эксперты отмечают, что закон, который вступил в силу с 1 января 2014г., и так был существенным обременением для собственников торговых и офисных помещений. Появились новые схемы уклонения, в частности, владельцы торговых помещений начали делить свою собственность на несколько частей и т.д.

Сейчас, по мнению представителя группы ПСН, пока рано понижать планку по площади объектов, так как будет затронут именно средний бизнес, который не обладает большими ресурсами и пока не готов к повышению налогов.

"Понижение максимальной "планки" с 5 до 2 тыс. кв. м приведет к расширению списка лиц, выплачивающих налог на коммерческую недвижимость. Теперь под удар попадут представители малого и среднего бизнеса", - соглашается замруководителя отдела исследований JLL Олеся Дзюба.

Она также считает, что данные изменения затронут и арендаторов. Собственники перенесут возросшие затраты на арендаторов путем увеличения операционных расходов. Кроме того, Олеся Дзюба ожидает, что собственники будут часто подавать иски по пересмотру кадастровой стоимости вследствие разногласий в оценке. "Основываясь на статистике обращений по пересмотру кадастровой стоимости земли, можно предположить, что по объектам недвижимости их тоже будет много. Методология кадастровой оценки в целом вполне адекватная, за исключением того, что она не учитывает успешность проекта и его местоположение, в частности, удобство подъезда разными видами транспорта. Кроме того, по методологии кадастровой оценки за площадь объекта принимается площадь вместе с парковкой, на которой собственник если и зарабатывает, то значительно меньше”, - говорит эксперт.

Вера Козубова

Главное