Мнения, 05 мая 2014, 13:00
Сергей Креков

Как заставить дворника работать

Как избавиться от дворника, который по-вашему мнению не выполняет свои обязанности и не содержит двор многоквартирного дома в хорошем состоянии, рассказывает в своей колонке генеральный директор управляющей компании Clever Estate Сергей Креков. Оказывается, изменить качество уборки придомовой территории можно за 30 дней.
Читать в полной версии

Помните стихи Владимира Маяковского "Кем быть?". "Нужные работники столяры и плотники". "Инженеру хорошо, а доктору – лучше". Еще лучше быть  рабочим на заводе, кондуктором в трамвае, шофером. Летчиком или матросом – ну просто повезло. Про дворника – ни слова. Действительно, труд дворника – ручной физический труд, на виду у многих людей, в любую погоду, даже когда хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, всегда был и остается непочетным, непрестижным. Тут уже не до стихов, это проза жизни, с которой каждому горожанину приходится сталкиваться ежедневно. Справедливости ради отметим, в Москве стали больше уделять внимание благоустройству, озеленению, чистоте, и делают это довольно успешно. В общем – да, но на местах, как модно сейчас говорить, все зависит от пресловутого человеческого фактора. Предположим, состояние вашего двора и личность дворника вас раздражают и возмущают до такой степени, что мириться уже невозможно – начинайте действовать. Давайте разбираться вместе, как сменить дворника и какие правовые инструменты есть у нас в руках.

Кто все эти люди

И в советские времена, и сейчас в дворники идут работать люди, приехавшие в большой город из других мест. В наше время – основной костяк составляют трудовые мигранты из бывших азиатских республик, которые массово нанимаются дирекцияvb по эксплуатации зданий (ДЭЗ. Надо признать, что в их среде достаточно велик процент нелегалов.

За все эти годы, когда дворниками при московских ДЭЗах работают исключительно мигранты, эта сфера превратилась в некое подобие "закрытого клуба". Внутри системы происходит своя кадровая ротация, уследить за которой практически невозможно. Обновление идет за счет молодых малообразованных мигрантов, не владеющих русским языком, приехавшим в Москву по зову родственников, например. Им больше рассчитывать не на что. Кто-то так и остается дворником на годы, у кого-то получается "карьерный рост". Вторая категория дворников – это пожилые люди, уехавшие из своей страны в зрелом возрасте, – для них эта работа является уже неким финишем в их трудовой карьере. 

Независимые управляющие компании (УК) тоже нанимают на работу мигрантов, в том числе и дворников, но это, как правило, стабильный состав, люди с правильно оформленными документами и разрешением на работу. Они дорожат своим местом.  

Введение в специальность. Разница в подходах

Курс "введение в специальность" ДЭЗы и независимые управляющие компании также преподают по-разному. В первом случае, он включает в себя передачу незатейливого инвентаря (лопату, метлу, мешок с реагентом) и примерное очертание фронта работ. Главный персонаж в такой схеме – крикливая бой-баба, она же бригадир, без которой работа с места может вообще не сдвинуться.

Независимые управляющие компании учат своих дворников работать по технологическим картам, как это принято в цивилизованном клининге. В техкарте определены четкие границы участка уборки, время, периодичность, используемые материалы, инструменты и т.п. Исполнитель работ четко понимает, что и в какой последовательности нужно делать. А потому проконтролировать и/или проверить результат такой работы достаточно просто.  

Разница в подходах и методах работы между ДЭЗами и независимыми управляющими компаниями очевидна, но претензии к работе дворников могут возникать и там и там.  Практика показывает, что недовольным жильцам найти понимание и добиться решения какой-либо проблемы с представителями ДЭЗов бывает крайне трудно.

Кстати, дирекция эксплуатации здания или сокращенно ДЭЗ – это еще один атавизм, оставшийся нам от советских времен. ДЭЗам некогда заботиться о благе жителей и этому есть объяснение – плохая наследственность. ДЭЗы, как правило, владеют большим и достаточно старым жилым фондом, привыкли работать в режиме "тушения пожара", постоянно находясь в ожидании аварии, что где-то сейчас прорвет. Если для независимой управляющей компании авария – это ЧП, то для ДЭЗов – это довольно штатная ситуация. А потому сосредоточиться на повседневных проблемах жильцов, научиться общаться с людьми, услышать нас с вами им очень трудно. Одна из злободневных насущных проблем – неудовлетворительная работа дворника, например. Как с этим можно бороться?

Как победить дворника своими силами

Плохая работа дворника – одна из наиболее близких и очевидных для нас ситуаций. Что нас чаще всего раздражает? Территория вокруг дома грязная, убирается не регулярно. Дворники собираются в стаи и явно бездельничают. Среди них есть любители тщательно проверять содержимое мусорных контейнеров, вызывая изумление спешащих на работу людей. Азиатская привычка сидеть на корточках вдоль всего бордюра и рассматривать прохожих, убивая свое рабочее время – это просто шок. А еще звуки шаркающей метлы часа в четыре утра, сопровождаемый жутким ором, на котором дворники-коллеги из азиатских стран привыкли повседневно общаться. У каждого из нас свой опыт, поэтому перечень претензий можно продолжать до бесконечности.

Наши граждане, надо сказать, не остаются в долгу и используют разные способы борьбы, часто незаконной. Начиная от обычной перебранки и заканчивая более радикальными – яйцами и пластиковыми бутылками, летящими с балконов. Право, не стоит. Поверьте, есть более цивилизованные способы. Правда, для этого придется запастись терпением и хотя бы начальными знаниями некоторых процедур общения с муниципальными органами.

Итак, с чего начать? Первая инстанция – ДЭЗ. В двух экземплярах пишем заявление с просьбой о смене дворника, обслуживающего дом, и лично относим в дирекцию. Второй экземпляр – оставляем себе. В канцелярии требуем, чтобы на нем поставили отметку о получении: дату, должность, подпись с расшифровкой, штамп организации. Согласно законодательству, в течение 30 дней, на указанный вами адрес (почтовый или электронный), ДЭЗ обязан прислать ответ: положительное решение о смене дворника или мотивированный отказ в удовлетворении просьбы. 

Страх перед надзорными органами у ДЭЗов в крови и это единственное, что можно всерьез использовать, решая наши проблемы
Но будьте настороже, зачастую ДЭЗ может только имитировать решение проблемы, переведя вашего дворника на территорию соседнего дома. И если, вас, например, беспокоил шум дворницкой бригады, будьте уверены, все останется по-прежнему.

А если ДЭЗ отказал, или не ответил на письмо в установленный срок – что дальше? В Москве есть несколько организаций, контролирующих работу ДЭЗов. В первую очередь, это районная Мосжилинспекция. Так что следующим шагом будет заявление в районное отделение Мосжилинспекции с копией отказа. Срок рассмотрения претензии – те же 30 дней.

По вашей жалобе в упомянутый ДЭЗ в скором времени придет проверка. Не скажу, что ДЭЗы таких проверок боятся, но точно опасаются. Зная, что в ходе проверки могут выявиться и другие нарушения в больших количествах.  

Если вы считаете, что одной Мосжилинспекции мало, чтобы сменить надоевшего дворника, то можно отправить копию в управу района, префектуру, при большом желании даже прокуратуру. Срок ответа на ваш запрос от всех этих организаций такой же – в течение 30 дней.

Рекомендуем обращаться в управу, потому что вопросы ЖКХ – сфера ее полномочий. Она не является надзорным органом, не может применять прямые наказания, но зато является главным органом, который отвечает за процедуру отбора управляющих компаний, т.е. Управа обязана по закону (ст. 161 жилищного кодекса) и может провести открытый конкурс по запросу жителя или решения общего собрания собственников жилья.

Напомним, что есть еще участковый и отделение полиции, призванные следить за общественным порядком. Если дворник, по вашему мнению, нарушает тишину, то можно оставить заявление и там. А если такое обращение окажется уже не первым, то последствия для руководителей ДЭЗа могут быть достаточно серьезными.

Таким образом, механизмов воздействия много. Но позвольте еще один практический совет. Опыт показывает, что сотрудники ДЭЗа отлично научились читать наши обращения между строк, определяя по стилю письма, с кем имеют дело, с пожилым ли человеком, с опытным ли сутягой, или с обычным среднестатистическим гражданином, который выплеснул эмоции и успокоился. ДЭЗы понимают, можно или нет спустить вашу жалобу на тормозах подойти к вопросу формально. А потому, в официальных обращениях лучше всего воздержаться от эмоций, приводить исключительно факты и ссылаться на статьи законов. И тогда эффект, скорее всего, будет достигнут. Страх перед надзорными органами у ДЭЗов в крови и это единственное, что можно всерьез использовать, решая наши проблемы.

Генеральный директор управляющей компании Clever Estate Сергей Креков специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторах
Сергей Креков Clever Estate
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное