Коммерческая недвижимость, 29 мая 2014, 12:10

Опрос: большинство российских арендаторов довольны своим офисом

Основной фактор, который боятся арендаторы – это повышение арендных ставок (его отметили более 70% респондентов).
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos/monkeybusiness

Большинство сотрудников российских компаний (95%) довольны своим офисом, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Cushman & Wakefield совместно с форумом Office Next Moscow.

Лишь 5% опрошенных катастрофически не довольны своим офисом. "Для многих лучший офис – это тот офис, в котором они работают" - констатировал руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов во время конференции Office Next Talks.

В опросе, проведенном в марте-апреле этого года, приняли участие свыше 80 арендаторов, в основном из московского региона. Преимущественно в опросе участвовали люди, участвующие в принятии решения об аренде офиса. Эксперты хотели выявить основные предпочтения компаний при аренде офиса.

В среднем опрошенные компании арендуют от 1 до 3 тыс. кв. м в бизнес центрах класса А и B+. Большинство ожидают незначительного увеличения сотрудников и хотят увеличить площадь своего офиса, однако остаются довольны почти всеми его характеристиками.

Как отмечается в опросе, основной фактор, который боятся арендаторы – это повышение арендных ставок (его отметили более 70% респондентов). Плохое управление пугает 60% копаний. Более 20% опрошенных опасаются роста налогов на коммерческую недвижимость.

При смене офиса арендаторы считают наиболее важными арендную ставку и местоположение. "Арендатором стоит внимательнее подходить к выбору офиса, не основываться только на "русской тройке" - ставка, местоположение и транспортная доступность", - советует Денис Соколов.

Он также добавил, что большинство компаний относится к экологическому аспекту, к "зеленым" офисам как к излишеству. К удивлению авторов опрос показал, что не только наличие "зеленого сертификата", но и имя девелопера для арендатора мало что значит при выборе офисного помещения. Большинство респондентов указали, что для них важен "договороспособный" собственник, а также наличие парковки и столовой. Инфраструктура района и класс здания значат для собственника гораздо меньше.

Арендаторы в первую очередь интересуются офисами внутри третьего транспортного кольца. Порядка 25% арендаторов готовы поехать за МКАД, если там будет представлена полноценная инфраструктура, остальные 75%, по словам Дениса Соколова, пока "не верят в перспективу создания подобной инфраструктуры за пределами окружной дороги в ближайшие годы".

Максимальный бюджет на аренду офиса у опрошенных арендаторов варьируется от 400 до 700 долл. за 1 кв. м, при этом арендную ставку компании предпочитают фиксировать в рублях. Оптимальный срок аренды – от 3 до 6 лет.

Как говорит Денис Соколов, средний арендатор хочет увидеть в своих новых офисах "качалку и прачечную", отмечая "фитнесс и бытовые услуги" как обязательную инфраструктуру идеального офиса. А вот наличие детского сада, школы и почтовой службы нельзя назвать приоритетным для арендаторов.

Главное