Ориентироваться в столице помогут асфальт, кусты и заборы
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos/yurizap
Москомархитектура опубликовала альбом типовых решений благоустройства примагистральных территорий от проезжей части до фасадов зданий, зеленых массивов или пешеходных дорожек, чтобы пешеходам, велосипедистам и людям с ограниченными возможностями было комфортно передвигаться по городу. Одним из решений является т.н. интуитивная навигация, когда пешеход практически на автопилоте может понять, куда и как он может передвигаться. Интуитивная навигация также показывает, какие участки не предназначены для пешеходного перемещения.
Как отмечается в материалах Москомархитектуры, навигация должна быть ясной и простой. Для пешеходов предпочтительней являются те пути перемещения, которые позволяют в наиболее короткие промежутки времени и с меньшими трудностями достичь необходимых точек притяжения. "Для целей создания интуитивной навигации в пешеходной зоне используются следующие элементы благоустройства: покрытия, озеленение, некапитальные объекты, освещение", - говорится в материалах Москомархитектуры.
"Насколько легко или трудно пешеходам ориентироваться в столице зависит от конкретных районов и мест, но в целом в Москве интуитивная навигация нормальной никогда не была. То, как вы объясняете своим друзьям, где находится место встречи - из какого вагона метро выходить на улицу, сколько поворотов направо и налево нужно сделать - и является показателем, насколько трудно это место найти", - комментирует инициативу столичных властей один из основателей "Городских проектов", блогер Илья Варламов. Однако он замечает, что последнее время в столице наметились положительные изменения, например, на Охотном ряду появились информационные щиты.
Как рассказала проекту "РБК-Недвижимость" урбанист, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ Ирина Ирбитская, Москва - очень дезориентирующий город особенно для приезжих и туристов. Интуитивная навигация - это то, что понятно любому человеку вне зависимости от языка и культуры, и ее использование это первый шаг по улучшению городской среды. "Когда вы рассказываете, как пройти к какому-либо месту, вы называете магазины и здания, описываете, как они выглядят, а интуитивная навигация является прекрасным дополнением к фундаментальной навигации, например, к архитектуре зданий", - поясняет Ирина Ирбитская. По ее мнению, Москва в обозримом будущем сможет стать городом, где пешеходам и велосипедистам передвигаться будет легко.
Руководитель велодвижения "Русвелос", инициатор проекта "Общественный велоконтроль", вице-президент Федерации велоспорта Москвы Петр Дворянкин: "Сейчас идет сильное смешение потоков, что плохо сказывается на передвижении велосипедистов и пешеходов. Как это можно решить? Во-первых, через выделение цветом велодорожек, как предлагает Москомархитектура. Во-вторых, через развитие велокультуры. Но есть и другой аспект: реализация идей должна производиться из качественных материалов. А в Москве сейчас используется неправильная краска и некачественная резиновая крошка, дорожки из которой уже через год надо ремонтировать. Качественное резиновое покрытие служит в пять раз дольше, легче ремонтируется и остается сухим во время и после дождя. "Русвелос" готовит обращение к властям Москвы, с тем, чтобы самые востребованные у велосипедистов маршруты сделать с применением качественной резины".
Примеры интуитивной навигации приведены в презентации Москомархитектуры (за основу взяты европейские города)
Покрытия
Визуальное отделение пешеходной зоны от дорожного полотна при помощи различного вида мощения
Направление движения потока пешеходов вдоль пешеходного тротуара при помощи различных видов мощения
Обозначение при помощи контрастного цвета спуска на пешеходный переход
Обозначение при помощи завершения полосы белого цвета спуска на пешеходный переход
Обозначение направления движения при помощи мощения, выделение цветом велодорожки
Использование предупреждающего тактильного покрытия
Озеленение
Направление потоков пешеходов при помощи зеленой изгороди
Отделение пешеходной зоны от дорожного полотна при помощи кустарника
Обозначение направления движения пешеходов при помощи зеленой изгороди
Использование элементов контейнерного озеленения для отделения пешеходного тротуара от дорожного полотна
Некапитальные объекты
Использование малых архитектурных форм для разграничения пешеходных и транспортных потоков (рекомендуется использовать МАФ в контрастных тонах)
Использование малых архитектурных форм для направления движения пешеходов (рекомендуется использовать МАФ в контрастных тонах)
Использование ограждающих конструкций для направления движения пешеходов и отделения проезжей части. Целесообразно использовать ограждающие конструкции со светоотражающими элементами для предупреждения участников автомобильного движения о границах пешеходной зоны
Использование ограждающих конструкций для направления движения пешеходов
Освещение
Использование приемов архитектурного освещения для направления движения пешеходов
Использование приемов архитектурного освещения для направления движения пешеходов
Использование приемов архитектурного освещения для направления движения пешеходов
Использование приемов архитектурного освещения для направления движения пешеходов
Подготовила Елена Лыкова
Фото: Dmitry Golubovich / Russian Look, Москомархитектура