Коммерческая недвижимость, 24 окт 2014, 16:02

В России может появиться закон о национализации недвижимости

Решение об изъятии собственности можно будет провести простым постановлением правительства. Это грозит тем, что попытки забрать частную собственность в пользу государства будут слишком частыми, опасаются предприниматели.
Читать в полной версии
Фото: Pravda Komsomolskaya / Russian

Закона о национализации и порядке ее проведения в России сейчас нет. Она упоминается в Гражданском кодексе в разделе "Основания прекращения права собственности" одним абзацем. Там есть ссылка на статью "Последствия прекращения права собственности в силу закона", указывает руководитель практики по строительству и недвижимости АБ "Леонтьев и партнеры" Дмитрий Щеглов. Но в этой статье нет порядка возмещения убытков, определения их стоимости и порядка ее обжалования.

Законопроект в цифрах
10% - минимальная доля государства в компании, необходимая для того, чтобы по проекту Минэкономразвития имущество компании не подлежало национализации
 
60 дней - за такой срок правительство должно будет рассмотреть заявку ведомства на обращение имущества в федеральную собственность
 
3 месяца - такой срок отведен на подписание соглашения о национализации имущества его собственником
 
1 год - за такой срок собственник земли должен быть уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка по действующему законодательству

    Минэкономразвития решило прописать порядок обращения недвижимости в федеральную собственность отдельным законом. Законопроект о защите прав собственников недвижимости, обращенной в пользу государства для обеспечения обороноспособности страны и эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях, размещен на сайте regulation.gov.ru. Он не будет распространяться на жилые помещения, земельные участки, имущество, приобретенное по закону о приватизации 2001г., и имущество компаний с долей государства не менее 10%.

    Процедура национализации имущества, согласно законопроекту, будет упрощенной, если сравнивать с порядком изъятия земельных участков, установленным в Земельном кодексе, считает управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин (копия письма РСПП в Минэкономразвития есть у РБК). Например, согласно документу, власти не будут обязаны уведомлять собственника за год до обращения имущества в федеральную собственность, сокращены сами сроки обращения имущества, для этого решения достаточно будет принятия постановления правительства, а не закона, перечисляет представитель РСПП. По его словам, из Гражданского кодекса следует, что каждый случай национализации должен быть оформлен специальным законом, а не постановлением правительства.

    Общий вывод - "проект ухудшает положение частных собственников объектов недвижимости". По мнению предпринимателей, предложенное в проекте регулирование подходит для реквизиции, например изъятия собственности для эвакуации людей из зоны стихийных бедствий и аварий (ст. 235 ГК), но не для процедуры национализации, "предметом которой могут выступать акции крупных системообразующих компаний, объекты транспортной инфраструктуры".

    Этим законом создается правовая основа для национализации, что вызывает опасения у бизнеса, пояснил Александр Варварин РБК. "Процедура национализации должна быть прописана в законодательстве очень четко, чтобы не позволять использовать пробелы в ущерб интересам частных собственников. Здесь возможны колоссальные злоупотребления. Важно, чтобы при национализации была предоставлена адекватная компенсация", - отмечает представитель РСПП. Бизнес заинтересован в том, чтобы национализация использовалась только в исключительных случаях, считает Варварин.

    Предлагаемый универсальный подход к национализации в большей степени, чем сейчас, ущемит права частных собственников, соглашается юрист компании "Налоговик" Михаил Филиппов. "Национализация для бизнеса - это как красная тряпка для быка. В отличие от изъятия для государственных нужд по Земельному кодексу, где процедура занимает минимум год, в этом законопроекте для властей все просто и быстро независимо от того, является случай исключительным или нет. Это говорит о пренебрежительном отношении авторов к частной собственности", - считает руководитель практики недвижимости и строительства, партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. По его словам, действие этого закона можно распространить на фабрики, торговые центры, офисные помещение, но это будет дорого стоить государству.

    В Минэкономразвития не согласны, что законопроект открывает простор для злоупотреблений. "Собственник имущества вправе отказаться от подписания соглашения при несогласии со стоимостью имущества и размером убытков. В этом случае вопрос о стоимости имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, будет разрешаться в суде", - указывает представитель министерства. Он добавляет, что проект еще будет дорабатываться с учетом позиций федеральных органов власти, предложений и замечаний, представленных в рамках оценки регулирующего воздействия.

    "Необходимо упростить процедуры изъятия земель под железнодорожные нужны, стратегические объекты, в том числе оборонно-промышленного комплекса, под нефте- и газопроводы, но при этом нужны адекватные компенсации при оценке активов", - говорит глава думского комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов (КПРФ). По его словам, парламент должен принимать решения только по самым крупным сделкам - свыше 50 млрд руб., остальные решения можно отдать на откуп правительству и думскому комитету по собственности.

    Как изымали земли в собственность государства

     

    Олимпиада в Сочи

     

    Норматив затрат на резервирование одного земельного участка под размещение олимпийских объектов правительством был установлен в 2008г. в размере 8,9 тыс. руб. Норматив затрат на изъятие одного земельного участка или иного объекта недвижимого имущества был определен в 17,7 тыс. руб. Изъятие земли проводила администрация Краснодарского края на деньги из федерального бюджета, которые поступали в виде целевой субсидии. Отдельными законами в 2009г. правительство вносило изменения в Гражданский, Земельный и Лесной кодексы. Что в принципе не позволило правительству полностью избежать протестов со стороны жителей Имеретинской долины, которые испробовали весь легальный арсенал протеста - от митингов до обращений в суд. В начале олимпийской стройки федеральные власти сообщали о необходимости изъять под объекты в Сочи 4,2 тыс. га земель, из которых 600 га находилось у частных собственников. В 2008г. предполагалось потратить на изъятие у частников до 90 млрд руб. Итоговые расходы правительством не публиковались.

     

    Саммит АТЭС

     

    При подготовке форума АТЭС во Владивостоке в 2012г. правительству в меньшей степени пришлось контактировать с частными собственниками. На Дальнем Востоке другая проблема - одним из крупнейших землевладельцев оказалось Минобороны. При участии тогдашнего куратора стройки во Владивостоке первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение о передаче муниципалитетам 382 военных городков и 100 тыс. га земель Минобороны. Решение принималось с формулировкой "которые не используются сегодня в интересах Минобороны". Одним из первых на бывшей военной земле был реализован проект строительства университета и жилья для преподавателей на острове Русский.

    Алиса Штыкина

    Главное