С ирландским акцентом: каким будет Центр современного искусства
Вчера в Москве был заложен первый камень в строительство здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который планируется открыть на Ходынском поле в 2018г.
Территория Ходынского поля была выбрана после долгих споров. Площадь отведенного под строительство участка составляет 1,7 га, а площадь самого 17-этажного здания — 46,5 тыс. кв. м. Рядом планируется сделать парк и открыть новую станцию метро Третьего пересадочного контура.
В конце 2013г. завершился международный конкурс на концепцию Центра современного искусства, в котором победило архитектурное бюро Heneghan Peng Architects из Ирландии.
Идея концепции
Здание музейного комплекса — это вертикальный элемент в центре Ходынского поля, который вырастает над территорией бывшего аэродрома.
По замыслу архитекторов Heneghan Peng Architects, выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Благодаря такой организации пространства доступ к галереям упрощается, и посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя по всему зданию.
Основная задача — создать быструю и простую навигацию. Например, эскалатор будет подниматься из фойе в выставочное пространство, проходить через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои, показывая, что стоит за выставкой.
Универсальные пространства различного размера и высоты подходят для проведения разных выставок, считают авторы проекта.
Как сообщается на сайте ГЦСИ, в новом комплексе будут залы, созданные по последним достижениям в области музейных технологий, для постоянной экспозиции коллекции центра. Уже сегодня они включают около 5 тыс. единиц хранения. Также планируются залы для временных экспозиций.
Кроме того, в здании будут театрально-концертный, киновидеопросмотровый залы, лекционный и конференц-залы с одновременной вместимостью более тысячи человек. В комплексе расположатся информационный центр, публичная медиатека с собранием изданий и материалов по истории современного искусства, детские художественные мастерские, резиденции и мастерские для художников, кафе и книжный магазин. Ежедневно музейно-выставочный комплекс будет готов принять около 5 тыс. человек.
Также надо отметить, что авторы проекта предлагают сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк. На взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах.
Как выглядят музеи современного искусства в разных странах
Музей Соломона Гуггенхайма — музей искусства в США, одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Внешне музей выглядит как перевернутая пирамидальная башня. Это здание считается одним из самых ярких произведений архитектуры XX века. Строительство музея было завершено в 1959г.
Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке. Строительство нынешнего здания музея было начато в 1939г., в 1950-е гг. оно было перестроено в «интернациональном стиле» Филипом Джонсоном, в ходе реконструкций 1980-х и 2000-х гг. музейные площади были увеличены в несколько раз.
Музей Гуггенхайма в Бильбао — музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхайма. Здание музея спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году. Здание сразу признано одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиледеконструктивизма.
Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Здание современной постройки и очень больших для центра Парижа размеров имеет в длину 166 м, в ширину 60 м и в высоту 42 м. Построено по новаторскому проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. кв. м. Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электроподводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным.
Елена Лыкова