Здания на воде: от офиса до заправки
На фото вверху: Плавучий офисный центр в Нидерландах
Мировой опыт показывает, что на воде можно размещать объекты практически любого назначения. В разных странах реализуются проекты железобетонных понтонов большой грузоподъемности для расширения площади городских территорий. Оборудуются плавучие заправки для водного, автомобильного и воздушного транспорта. На воде могут строиться рекреационные зоны, гостиницы, рестораны, офисные центры, бассейны, киноконцертные залы, спотркомплексы, виллы, многоквартирные дома и даже поселки.
Как освоить водное пространство
По словам директора Музея архитектуры имени Щусева Ирины Коробьиной, Москва в плане эффективности использования территорий много теряет, пренебрегая освоением "наводного" пространства. Она убеждена, что это направление могло бы принести городу преимущества, обеспечив максимально эффективное вовлечение в среду такой доминанты, как протекающая река.
Как считает специалист, до недавних пор в столице России вообще не было внятной концепции в отношении Москвы-реки. Сейчас власти работают над ее созданием, но, в основном, с точки зрения развития набережных и прилегающих к ним территорий. "При этом, насколько мне известно, "земноводная" архитектура в данном контексте не рассматривается, - говорит Ирина Коробьина. - В свое время наш музей провел архитектурный конкурс с целью стимулировать развитие такой архитектуры. Он вызвал огромный интерес профессионального сообщества, в нем приняли участие ведущие архбюро России. Были представлены интересные проекты, определены победители. Однако отвечающие за вопросы градостроительства чиновники проигнорировали данное мероприятие".
Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов убежден, что объекты на воде способны придать аскетичной городской среде дополнительные краски, привлекательность, подвижность. С их помощью можно формировать дополнительные общественные пространства в популярных среди городских жителей местах. За рубежом, особенно в странах, где есть дефицит свободных участков и земля очень дорогая, водные пространства активно используются как девелоперами, так и частным сектором.
"В России освоение прибрежных водных участков под рестораны, театры, концертные залы, различные дизайнерские инсталляции, площадки для проведения праздничных мероприятий и прочие общественные сооружения, по существу, еще не начиналось, - считает Михаил Хазанов. - Но это могло бы стать перспективной и интересной темой для архитекторов, художников, дизайнеров". Однако обязательное условие, по его словам, - плавучие объекты должны иметь возможность перемещаться, периодически менять места дислокации, а не прирастать к набережным навек. В этом случае будет меняться и городской пейзаж.
Юлия Царан, генеральный директор ORDO Group, добавляет, что подобные сооружения могут находиться в руках частных собственников, но и при этом на них должна быть возложена и законодательная ответственность за грамотную и экологически безопасную эксплуатацию таких объектов.
Недавно Москомархитектура провела конкурс на освоение района Зарядье, в котором участвовали и международные команды. Как особая задача решались вопросы выхода к воде, в том числе с помощью наводных объектов. Однако победителем стал проект без соответствующих решений.
Бизнес-возможности архитектуры на воде
Специалисты Baltic Floating Structures приводят следующие возможные примеры "водных" проектов.
Железобетонные понтоны можно использовать как основу для создания объектов различного назначения на воде: жилых сооружений, промышленных зданий, площадок для приземления вертолетов, многоэтажных парковочных стоянок на воде, причалов, рабочих платформ для строительства и судоремонта.
Местом установки плавучих отелей могут стать как волнозащищенные акватории, так и открытые морские пространства. При этом существует возможность установки дополнительных объектов комфорта, таких как плавучий парк, ресторан, теннисный корт, бассейны, Lounge и многое другое без использования земли при строительстве.
Плавучий офисный центр строится на монолитном железобетонном понтоне большой грузоподъемности, и, как следствие, необходимость в аренде или покупке земли сводится к минимуму.
Плавучий оазис - это комплекс из семи разных отелей, собранных вместе в виде распускающейся водяной лилии.
Проект по освоению водного пространства "Плав-бульвар" есть у архбюро Асадова.
Концепция этого проекта предусматривает, что каждый дебаркадер обладает своей уникальной функцией - кафе, ресторан, выставочный зал, амфитеатр, бассейн, спортплощадка и т. п. Вместе они формируют полноценный набор для прогулок и отдыха горожан, который способен перемещаться вдоль русла Москвы-реки, оживляя различные участки города и дополняя их недостающими функциями. По замыслу авторов, возможно создание нескольких плав-бульваров с взаимозаменяемыми элементами.
Примером таких элементов может служить "Плав-спа" - небольшой, но полноценный комплекс для спа-процедур и для купания в реке. В первой модификации "Плав-спа" имеет круглую чашу бассейна, наполовину выступающую за дебаркадер в виде гибкой разборной плавучей конструкции, поддерживаемой буйками. В крытой части располагаются раздевалки, сауны, кабинеты спа-процедур и небольшой зал для фитнеса. Вторая модификация имеет полноценный 25-метровый бассейн, расположенный в границах дебаркадера.
"Экспо-плав" представляет собой универсальное крытое пространство для проведения выставок и различных культурных мероприятий. Основной уровень дополнен антресольным этажом, через который проходит пешеходная связь с остальными элементами "Плав-бульвара". Фасады из жалюзи могут изменять степень светопропускания, а в нишах каплевидных опор можно размещать деревья или отдельные выставочные экспонаты.
"Плав-клуб" представляет собой набор излюбленных клубных функций - открытый амфитеатр, кафе, ресторан, небольшую выставочную галерею, сувенирные лавки и несколько закрытых и открытых площадок для отдыха. Предлагается две версии "Плав-клуба" - "днищем вверх" и "днищем вниз". В первом случае различные функции накрываются общим навесом в виде озелененной кровли, во втором они существуют в виде отдельных "холмов", соединенных пешеходными мостами.
В России есть реализованные плавучие проекты топливно-заправочных станций. В частности, в яхт-клубе "Форт Утриш" в Анапе с 2009г. действует плавучая ЗС "Роснефть". Современные технологии, использованные при ее строительстве, позволяют конструкции работать даже в самых агрессивных соленых водах.
В Санкт-Петербурге уже более восьми лет функционируют четыре заправки "Фаэтон". Они заправляются с берега бензовозом. Экологическая безопасность обеспечивается наличием дополнительных ванн перелива под всеми соединениями и топливно-раздаточными колонками. Топливная емкость - 30 тыс. литров.
Владимир Миронов