Мнения, 30 янв 2015, 14:30
Вернер Зобек

Архитектура «трех нулей»: Вернер Зобек – об идеальных небоскребах

Знаменитый инженер-архитектор Вернер Зобек, среди работ которого международные аэропорты, небоскребы, музей Mercedes-Benz и алтарь Папы Римского, рассказал «РБК-Недвижимости» о трендах в современном зодчестве
Читать в полной версии

Немецкий инженер и архитектор Вернер Зобек является признанным мировым мастером в области сверхлегких конструкций, обладателем многих международных наград. Его работы регулярно участвуют в главных мировых выставках. В Германии он основал профильный институт, а также создал собственное бюро Werner Sobek в Штутгарте с филиалами во Франкфурте, Нью-Йорке, Каире, Дубае, Париже, Стамбуле, Лондоне, Москве. Любимым материалом мастера является строительное стекло.

В России Зобек руководит строительством самого высокого северного небоскреба планеты – башни «Исеть» в Екатеринбурге. Наша встреча с Зобеком состоялась в Москве, куда он ненадолго заехал, чтобы затем отправиться за Урал на презентацию нового проекта генерального плана «Екатеринбург-Сити».

– Господин Зобек, идеи архитектора и экономические ожидания девелопера очень часто вступают в противоречие друг с другом. Что вы делаете, чтобы найти решение этой проблемы?

– Нужно всегда стремиться к безупречному балансу между архитектурой и инженерией (это мы называем archi-neering). Для его достижения мы объединяем работу над архитектурными, конструктивными и инженерными решениями уже на самых ранних стадиях каждого проекта в единый процесс. Это то, что называется комплексным проектированием. Если разработка проекта выполняется в строго линейном порядке (то есть выполняется архитектурный проект, а разработка конструктивной системы осуществляется позже), достижение реальных инноваций, равно как и высокого уровня качества, при проектировании невозможно.

Только за счет синергии тех ноу-хау, которые предлагаются участниками девелоперского цикла и потом консолидируются в конкретных решениях, возможно достижение выдающихся результатов. К проектам, в которых данный процесс может быть изучен особенно тщательно, можно отнести международный аэропорт в Бангкоке и Post Tower в Бонне.

– У вас много архитектурных рекордов: фасад из самого тонкого стекла, самая тонкая кровля, самый большой стеклянный фасад, самый легкий дом… Следующий рекорд – в России?

 – За последние два десятилетия мы внедрили в строительный сектор много важных разработок, которые хорошо вписались в требования современных дизайнерских концепций и технологических особенностей современной антропогенной среды.

Мы проводим много исследований в области технологий строительного конструирования. На сегодняшний день многие инновации испытаны, их удалось успешно применить при проектировании жилых домов, временных сооружений, выставочных стендов. В числе таких проектов жилые дома R128, F87 и В10; временные сооружения – алтари, возведенные для папы Бенедикта XVI в 2006 и 2011 годах; выставочные стенды для Mero, Mercedes-Benz или Deutsche Post.

Что построил Вернер Зобек
Вернер Зобек родился в 1953 году в Аалене (ФРГ, земля Баден-Вюртемберг). Образование получил в Штутгарте в Университете в строительства и архитектуры.
 
В качестве инженера, конструктора или архитектора Вернер Зобек участвовал в таких уникальных проектах, как:
 
• Ecole Nationale d'Art Décoratif в Лиможе,
• Interbank в Лиме,
• навес для центрального теннисного корта Rotherbaum в Гамбурге,
• Sony Center в Берлине,
• Post Tower в Бонне,
• музей Mercedes-Benz в Штутгарте,
• Международный аэропорт в Бангкоке,
• Lufthansa Aviation Center воФранкфурте,
• Merck Serono Headquarters в Женеве,
• Citе du Design в Сент-Этьене.
 
В списке дизайнерских работ мастера: разработка дизайна кабины для компании Doppelmayr, городское освещение Нью-Йорка.

    Инновации, которые мы применяем при проектировании наших зданий и сооружений, включают в себя использование новых материалов (например, инновационное вакуумное остекление, функционально-градиентный бетон, смарт-стекло), новых систем (адаптивные конструкции, конвертируемые фасады, модульное конструирование) и новых технологий (самообучаемая система автоматизации здания, проектирование от эскиза до монтажа и демонтажа).

    Мы хорошо научились уменьшать вес небольшого дома на 50%. Почему бы не сделать это для здания более крупного размера?

    Сейчас мы готовы к внедрению своих разработок при строительстве высотных объектов. Я уверен, что многие из наших инноваций можно реализовать здесь, в России. Это очень открытый рынок для архитектурных экспериментов, и опыт, который я здесь уже успел получить, оказался чрезвычайно полезным и конструктивным. Замечу, что отказ от старых проверенных идей и методов не всегда дается легко, но это необходимо.

     – Насколько вы удовлетворены своей работой в России? Что вам здесь понравилось, что мешало – именно в плане работы?

    – Я высоко ценю свою работу в России. Заказчики, с которыми мне довелось сотрудничать, открыты для новых идей и технологий. Большинство из них отличались способностью оперативно и профессионально принимать решения. Это очень важно.

    Наибольшим препятствием для нашей работы, безусловно, являются огромные расстояния – Россия такая большая страна, что время на перелеты играет здесь более значительную роль, чем в наших проектах, реализуемых в Германии или Франции. Впрочем, с другой стороны, обширные пространства России дают больше возможностей для создания новых, независимых и уникальных проектов – без обременительного воздействия уже существующей застройки.

    – Как складывалась работа над проектом башни «Исеть» в Екатеринбурге? Использовались ли какие-либо инновации из тех, о которых вы упоминали?

    – Работа над башней «Исеть» была очень стимулирующим опытом. Пришлось основательно изучить особенности местных климатических условий, а также производственных и строительных технологических процессов.

    Но мы проектировали много фасадов высотных зданий по всему миру и поэтому знали, как получить необходимые результаты в течение очень короткого промежутка времени.

    Вопросы, которые мы должны были решить во время проектирования «Исети», были не только технического характера, в частности из-за сложной геометрии фасада. Возникла необходимость адаптации к экстремальным климатическим условиям, к местным строительным нормам и производственным возможностям. Часто координация проекта осуществлялась с привлечением специалистов на двух или даже трех континентах.

    Многие решения принимались за счет удачного использования стеклянных конструкций. Стеклянные конструкции являются одним из основных направлений, в которых работает наша компания, и мы можем использовать опыт, насчитывающий уже более двух десятилетий.

    – Какие свои проекты в мире и в России вы можете выделить?

    – Их много: от временных сооружений и жилых домов до музеев, небоскребов, аэропортов… Мы подходим к каждому проекту индивидуально, тщательно разрабатывая и анализируя. Тем не менее если вы хотите, чтобы я что-то назвал отдельно, то это два проекта.

    Первый – очень маленький проект «активного дома» в Штутгарте под названием B10. Это своего рода научно-исследовательская лаборатория архитектуры будущего. Дом за счет альтернативных источников не только производит в два раза больше энергии, чем потребляет, но также и снабжает избыточной энергией охраняемые памятники в окрестностях.

    «Активный дом» B10 имеет интеллектуальную систему автоматизации здания, сочетающую высочайший комфорт для пользователя с максимальной энергоэффективностью.

    Другой проект, не менее дорогой для меня, это 15-й участок в «Москва-Сити» – высотное здание, которое станет не только первым в России проектом, получившим сертификат LEED на здание в целом, но и одним из первых проектов в Европе с самой высокой оценкой по критериям «экологической устойчивости» – LEED Platinum.

    – Каким, на ваш взгляд, должно быть идеальное здание?

    – Существуют два главных качества, которыми должно обладать идеальное здание. С одной стороны, оно должно соответствовать всем требованиям Triple Zero – концепции «трех нулей» – стандартам, определяющим характеристики экологически устойчивого здания:

    1. Ноль энергопотребления – здание должно производить как минимум столько же энергии из возобновляемых источников, сколько оно использует.
    2. Ноль выбросов – здание не должно производить никаких выбросов (например, СО2, VOC и т. д.), которые являются вредными для пользователей или для окружающей среды.
    3. Ноль отходов – здание должно иметь возможность легкого демонтажа и переработки.

    С другой стороны, оно должно быть красивым и обеспечивать высочайший уровень комфорта для людей.

    Таким строением является уже упомянутый выше В10. На примере этого дома можно увидеть, как много новых материалов, конструкций и технологий сегодня появилось для проектирования экологических зданий.

    Дом гармонично дополняет архитектурный ансамбль исторического поселка Штутгарта Вайсенхоф, в котором он расположен. То, как проект вписан в окружающий ландшафт, – тоже очень важный критерий для идеального дома.

     – Работая в России, многие зарубежные проектировщики жалуются на недостаточную квалификацию исполнителей их идей. Как вы осуществляете авторский контроль над проектом, учитываются ли ваши пожелания при выборе подрядчика, материалов?

     – Хороший вопрос. Убедиться, что наши проектные идеи корректно воспроизведены в реальности, – чрезвычайно важная и сложная задача. И это не зависит от типа проекта, над которым мы работаем. И не зависит от того, в какой части света он находится.

    Необходимо проводить тщательный отбор подрядных организаций – не только относительно стоимости их услуг, но и с учетом качества, продемонстрированного во время работы над прошлыми проектами. Впрочем, лучший контроль – бывать на объекте, где реализуется проект, как можно чаще.

    Беседовал Владимир Миронов

    Об авторах
    Вернер Зобек Архитектор
    Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
    Главное