Городская недвижимость, 24 фев 2015, 15:52

Эволюция мегаполисов: каким будет город будущего

Известный испанский урбанист рассказал об эволюции градостроения, современных тенденциях и будущих перспективах развития мегаполисов
Читать в полной версии

Испанский архитектор и урбанист Мануэль Нуньес-Яновский выступил 18 февраля перед архитектурным сообществом в Москве с лекцией «Архитектурная эволюция городов» в рамках Всероссийского архитектурного конкурса Sika Awards «Мосты будущего». Он рассказал о необходимости экологического развития мегаполисов, о роли инновационных материалов в преобразовании городского пространства и о последствиях пренебрежения этим. «Прекращение расширения границ городов, целостность архитектуры, единство с природой и осознанность каждого здания», – все это, по мнению Нуньеса-Яновского, будет спасением для архитектуры мегаполисов.

Мануэль Нуньес-Яновский – испанский архитектор-урбанист, является ярким представителем постмодернизма в архитектуре. Его проекты реализованы во Франции, Нидерландах, Испании и других странах. Самыми узнаваемыми работами архитектора стали здания постмодернистского жилого комплекса Les Arènes de Picasso в Париже, жилого комплекса Venus 18 во французском Гвианкуре и полицейской станции Hotel de Police в 12-м районе Парижа. В 2010 году Мануэль Нуньес-Яновский совместно с московской мастерской Arch Group победил в конкурсе проектов православного собора и русского духовно-культурного центра Centre Spirituel et Culturel Orthodoxe Russe в Париже, который проводился по заказу правительства Российской Федерации. Сейчас архитектор занят созданием учебно-производственного центра для молодых архитекторов и строителей в Севастополе.

Архитектурная целостность городов

В своей лекции Мануэль Нуньес-Яновский сделал акцент на необходимости качественного и глобального преобразования городской среды по всему миру. Он показал на примере разрастающихся мегаполисов, таких как Париж, Лос-Анджелес, Пекин и Москва, что современные города больше напоминают биологические образования, бессистемно заполняющие все доступные площади и разрастающиеся на многие километры, словно гигантские амебы. По мнению урбаниста, такие города выходят за рамки культурно-исторического облика и теряют свою целостность.

Логичный проект Барселоны, созданный более 150 лет назад, выглядит как некая архитектурная сетка, заполняющая долину от моря до гор. В современности город, рассчитанный на 400 тыс. жителей, превратился в бесконечную застройку, распространившуюся по побережью и за горы. Теперь он вмещает около 4 млн жителей.

Спекуляция небоскребами

В рамках своего выступления Мануэль Нуньес-Яновский также высказал несколько противоречивых точек зрения. С одной стороны, архитектор предлагает перестать строить города вширь, определить их границы и развивать высотное строительство, для которого уже сегодня создано множество технологий. С другой стороны, осуждает повсеместное строительство районов с небоскребами и называет этот процесс спекуляцией. По его словам, если возведение высотных домов в Манхэттене в конце XIX века было оправдано вертикальным развитием равнинного Нью-Йорка, то бездумное транслирование этой концепции по всей Америке и миру не имеет смысла. Точечная застройка даже удачными зданиями или объектами в стиле хай-тек, вышедшими из мастерских Нормана Фостера и Захи Хадид, не решают проблем современного мегаполиса.

Город-сад

Одиночные экспериментальные проекты, интегрированные в природу, по мнению Мануэля, тоже не смогут спасти наши города. Природа должна сама войти в городское пространство. «Если мы будем правильно работать с современными материалами и технологиями, то сможем сделать так, чтобы природа восторжествовала в городской среде, – говорит урбанист. – Еще Идефонсо Серда, спроектировавший 150 лет назад Барселону, заявил – «урбанизаруйте природу и делайте природными города». Кроме того, сейчас создано достаточно условий, чтобы экономить энергоресурсы и делать среду мегаполисов более экологичной».

 

В качестве трендов будущего известный архитектор привел примеры из прошлого и настоящего градостроительста, своих проектов. В их числе – землянки периода Первой мировой войны, напоминающие по устройству жилища славянских племен; индийские поселения, высеченные в горных склонах и окруженные со всех сторон природой. Не остались без внимания современные комплексы, вписанные в ландшафт, и вертикальное озеленение домов.

 

В проект русского православного комплекса в Париже архитектор заложил концепцию сада, который расположен под конструкцией в виде покрова, спускающегося с кровли пятикупольного храма, выполненного в традиционных пропорциях. По замыслу авторов проекта, сад расположен на нескольких уровнях, на которые можно подниматься или опускаться во время крестного хода. Для озеленения использованы все поверхности. В качестве строительного материала архитекторы выбрали новый каталонский железобетон, способный стать основой для роста мхов благодаря порам и капиллярам.

Москва и ее архитектурные перспективы

По мнению архитектора, стиль, присущий Красной площади, должен стать главенствующим в архитектуре Москвы, а храм Василия Блаженного – эталон образности в российской архитектуре. «Для меня проект Москвы – это образность, заключенная в храме Василия Блаженного. Я считаю, что у русских архитекторов за последние 20–30 лет не было времени на то, чтобы подумать об архитектурном будущем Москвы. Они были заняты точечным строительством зданий, призванных решать функциональные потребности города, совершенно позабыв, что здание – это как пуговичка, некая часть костюма, одетого на город. Лишь гармоничное сочетание деталей в этом «костюме» могут украсить и дополнить культурное лицо мегаполиса. Городская среда, воплощенная в архитектуре, должна соответствовать жителям города. Мы, архитекторы, своими работами рисуем портрет общества, а наши краски – это инновационные материалы, делающие архитектурные образы реальностью. Это и есть образная культура, которую нельзя терять, иначе архитектура будет противоречить восприятию городских жителей», – поделился с публикой Мануэль Нуньес-Яновский. Архитектор считает, что у русских зодчих есть большие возможности по воссозданию единой стилистики Москвы, но при этом нужно изначально думать о перспективах развития. К примеру, Новая Москва при правильном подходе может стать единой городской средой. Здесь очень важно сосредоточиться не на массовой застройке новых районов, а о новом архитектурном будущем города.

Антон Елистратов

Главное