Городская недвижимость, 28 апр 2015, 18:02

Москва советская: как менялась столичная архитектура

От авангарда 1920-х годов к функционализму спальных районов 1980-х — «РБК-Недвижимость» рассказывает о ключевых архитектурных стилях советской Москвы
Читать в полной версии
Фото: Николай Рахманов /Фотохроника ТАСС

За время советской власти — с 1917 по 1991 год — застройка Москвы осуществлялась под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, рационализма, ар-деко, сталинского стиля (соединившего ар-деко, ампир и эклектику), брутализма и др. Набор этих терминов мало что говорит современникам. Между тем московская архитектура XX века оказала влияние на многих зодчих с мировым именем.

Редакция «РБК-Недвижимости» подготовила обзор архитектурных стилей Москвы, которые получили развитие в 1917–1991 годах.

Время архитектурного авангарда

1918 по 1932 год

Советская архитектура зарождалась в 1920-е годы. Идеологическая эйфория и социальные преобразования оказали существенное влияние на формирование советской архитектуры. Это отразилось на облике российских городов, в том числе Москвы. В первые десятилетия советской власти архитектура испытала влияние духа грандиозных перспектив. Архитекторы говорили о городах будущего и стремились уйти от традиционных направлений.

Советский Союз вызывал интерес у многих мировых мастеров, которые пытались искать новое слово в архитектуре. Наша страна с ее революционной атмосферой была для этого подходящей экспериментальной площадкой. В 20-х годах прошлого века в России активно работали, в том числе над проектами по заказу советских властей, Ле Корбюзье, Мендельсон, Гропиус, Таут, Май, Майер и другие.

Конструктивизм

Авангардистское направление, которое получило развитие в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В 1926 году была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Организация стала разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей жизнедеятельности зданий и градостроительных комплексов.

В эти же годы происходит увлечение советских конструктивистов идеями Ле Корбюзье (французский архитектор — пионер архитектурного модернизма и функционализма).

Пример

Дворец культуры ЗИЛа (построен в 1931–1937 годах)

При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Фото: zilcc.ru 

Рационализм

Авангардистский стиль в архитектуре 20-х — первой половины 30-х годов прошлого века. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчеркнутым функционализмом. В отличие от конструктивистов, рационалисты уделяли внимание психологическому восприятию архитектуры человеком. Они не отрицали полностью наработок прошлого, как это делали приверженцы конструктивизма.

На рубеже 1922–1923 годов группа единомышленников творческого лидера рационалистов Николая Ладовского создала творческую организацию — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В ее состав в разное время входили такие выдающиеся архитекторы, как Лазарь Лисицкий и Константин Мельников.

В 1923–1926 годах разгорелась полемика между Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) и ОСА. Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш».

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского Георгий Крутиков представил свой дипломный проект «летающего города». Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.

Пример

Типография акционерного общества «Огонек» («Типография Жургаза», «Типография Лисицкого», 1932 год)

Архитектурный комплекс в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке. Это единственный реализованный архитектурный проект художника-авангардиста и архитектора Лазаря Лисицкого. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Советский монументальный классицизм

С середины 1930-х до середины 1950-х годов

Сталинская архитектура объединяет несколько архитектурных стилей, которые можно охарактеризовать словами «монументальность», «помпезность», «роскошь», «величественность». Многообразие сталинского стиля прослеживается на примере разных проектов павильонов и фонтанов ВДНХ. В конце 20-х годов в профессиональной среде шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики». Пристрастия Сталина к классической архитектуре перевесили стремление к целесообразности и пролетарской аскетичности форм, которые исповедовались в 1920-е.

Постконструктивизм

Стиль советской архитектуры 30-х годов, когда на фоне политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Проекты многих зданий в стилистике конструктивизма подверглись реконцепции в новом архитектурном формате сталинского ампира.

Примеры

Главное здание Библиотеки им. В. И. Ленина (1928–1940 годы)

Комплекс библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха состоит из пяти частей, соединенных в единую систему вокруг внутренних дворов. Для облицовки фасадов использовались известняк и черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Критики упрекали проект в эклектизме. Фото: Depositphotos/ppl1958; Depositphotos/kavunchik

Дом СТО (здание СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР). Сейчас — основное здание Госдумы РФ (1932–1935 годы)

Здание, построенное архитектором Аркадием Лангманом, на долгие годы вперед определило тип «идеального» правительственного здания. Строго симметричная постройка по логичности и конструктивной четкости фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности — к следующему периоду советской архитектуры — неоклассицизму. Фото: Василий Егоров и Алексей Стужин /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

Ампир

Одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Стиль соединил в себе элементы барокко, «наполеоновского» ампира, позднего классицизма и ар-деко. Символами сталинского ампира являются знаменитые московские высотки.

Развитие стиля было прервано в 1955 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Примеры

Главный вход ЦПКиО им. Горького в Москве (1955 год)

Вход  украшают огромные Триумфальные ворота, сооруженные по проекту архитектора Георгия Щуко. Сейчас они находятся на реконструкции, которая завершится в мае 2015 года. Здание будет оборудовано лифтами, кондиционерами и подсветкой. На высоте 18 метров откроется смотровая площадка, где установят бинокли.  Фото: ИТАР-ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац 

Главный павильон ВСХВ (ВДНХ)

Павильон, построенный к 1954 году на месте старого здания по проекту Георгия Щуко, выдержан в лучших традициях неоклассической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Пропорции здания рассчитаны на восприятие с дальних точек, детали лаконичны. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золоченым шпилем со звездой. Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Ар-деко

Советская архитектура 1930-х испытала и влияние основного мирового стиля тех лет — ар-деко (фр. art déco, «декоративное искусство»), который зародился во Франции в 1920-х годах, а затем стал популярен в международном масштабе (потерял актуальность после Второй мировой войны). Этот эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма, лег в основу проектов некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», «Сокол», «Маяковская».

Пример

Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-е)

Единственный реализованный элемент Дворца Советов (легендарный грандиозный проект, который не был воплощен в жизнь) и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко. Фото автора

Ретроспективизм

Стиль пришел на смену ар-деко, сохранив при этом многие его элементы: современное конструктивное решение, четкость, национальные мотивы и дорогие отделочные материалы.

Пример

Общее художественное решение реконструированной ВСХВ (ВДНХ)

Фото: Владимир Савостьянов и Валентин Мастюков (Фотохроника ТАСС); ВДНХ

Эклектика

Сталинская архитектура выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, часто соответствующих национальным темам республик и областей.

Примеры

Павильон «Армения» ВДНХ (ВСХВ)

После пожара в 1949 году здание почти полностью перестроили. Сейчас оно состоит их двух частей: левая — изящная башенка, правая — мощный восьмиколонный портик. Венчают здание конные скульптуры, которые не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения. Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе; ВДНХ

Фонтан «Дружба народов»

Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Эпоха индустриального домостроения

Конец 1950-х – начало 1990-х годов

С 1947 года в Москве начались активные разработки экспериментальных серий каркасных и каркасно-панельных домов. В 1948 году была запущена реализация масштабного пилотного проекта застройки района Песчаных улиц на площади около 300 га. В следующем, 1949 году в районе Хорошевского шоссе начинается строительство серии экспериментальных каркасно-панельных секционных домов, разработанных Мосгорпроектом. Это стало началом эпохи спальных районов в Москве.

Брутализм (необрутализм)

Направление в архитектуре, зародившееся в 50–70-х годах в архитектуре Великобритании, одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Для брутализма характерна мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. В конце 70-х влияние этого стиля дошло и до советской архитектуры.

Примеры

Здание Онкологического центра РАМН (1972–1979)

Построено на средства, полученные от проведения всесоюзного субботника по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Фото: facebook.com/RONCBlohina; ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Пресс-центр Олимпиады-80, ныне здание РИА Новости (1976–1979)

Здание построено за год до московских Олимпийских игр. Оно изначально планировалось масштабным, чтобы произвести впечатление на иностранцев, затем площади предполагалось передать информационному гиганту СССР Агентству печати «Новости». Под строительство на Садовом кольце выделили участок в 30 тыс. кв. м  Для гармоничного сочетания со старинными Провиантскими складами, стоящими по соседству, была создана система сквозных дворов с галереями-переходами по периметру здания. Фото: Николай Малышев и Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС; Виктор Великжанин и Виталий Созинов /Фотохроника ТАСС

Функционализм

1958–1991 годы

Черты: прагматизм, функциональность. В конце 50-х годов в СССР началась эпоха индустриального домостроения. В стиле функциализма были построены все спальные районы Москвы.

Примеры

Спальный район

В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлево, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки,  Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево, построенные на месте снесенных сел и деревень. Эти районы были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. Застройка спальных районов велась по шаблону — заранее проектировался весь район с типовыми домами, школами, детскими садами поликлиниками, магазинами и пр. В функционализме уже было гораздо меньше заботы о людях, чем в рационализме. Фото: Виктор Кошевой /Фотохроника ТАСС; Олег Иванов /Фотохроника ТАСС

Подготовил Владимир Миронов

Главное