Мнения, 28 апр 2015, 15:42
Сергей Кудрявцев

Как меняются правила игры на рынке офисной недвижимости

Большие объемы ввода офисов в Москве вынуждают собственников бизнес-центров снижать стоимость аренды. Однако привлечь потенциальных арендаторов можно и с помощью повышения качества самих офисов. Об этом в авторской колонке рассуждает управляющий партнер строительной компании PRIDEX Сергей Кудрявцев
Читать в полной версии

Возникшая на рынке офисной недвижимости пауза в связи с введенными против России санкциями и последующим валютным шоком оттеснила на второй план важные внутрирыночные изменения, связанные с накопившимся за последние годы значительным объемом вакантных помещений.

Пока большинство игроков занято оценкой рисков и разработкой новых стратегий, рынок вступает на территорию с сильно изменившимися правилами игры: сниженными долларовыми арендными ставками, большим количеством вакантных помещений и максимальной заинтересованностью девелоперов привлечь клиентов.

Конъюнктура рынка вынуждает собственников бизнес-центров предпринимать активные шаги и ставит перед выбором: демпинговать или повышать качество своего предложения. Возможности игры на понижение во многом были исчерпаны еще в прошлом году. К тому же подобный подход несет в себе риски для имиджа зданий. В современных условиях более действенными выглядят меры, направленные на повышение качества конечного предложения офисной недвижимости за счет реализации проектов отделки под нужды конкретных арендаторов. При этом стоимость строительства интерьера распределяется на общий срок аренды, что позволяет клиенту избежать значительных единовременных затрат на отделку.

Подобная практика становится все более распространенной и претендует на статус ключевого обновления рынка. Тенденция касается как новых бизнес-центров, только выходящих на рынок, так и вполне успешных зданий, доля вакантных помещений в которых незначительна.

Выводя на рынок новый проект, девелоперы стремятся создать единую дизайн-концепцию интерьеров: разработать универсальные планировки, позволяющие оперативно и без значительных затрат адаптировать помещение под требования нового, определить отделочные материалы и инженерное оборудование, оптимальные с точки зрения соотношения качества, долговечности и стоимости. В отдельных случаях проводятся публичные конкурсы для выбора лучших архитектурных концепций интерьеров. Постепенно становится нормой строительство офисных шоу-румов, которые позволяют потенциальным арендаторам в реальных условиях оценить планировочные решения, качество отделочных материалов и т. д.

В случае с уже заселенными и вполне востребованными деловыми центрами девелоперы вкладываются в качественную отделку оставшихся помещений, рассчитывая на сокращение сроков экспозиции предложений.

Причем речь идет как об отделке под конкретного арендатора, так и о заблаговременной отделке оставшихся вакантными офисных блоков.

В зависимости от площади помещения и длительности заключаемого договора аренды, а также доступа к финансированию девелоперы готовы инвестировать в отделку офисов под арендаторов от $300 до $700 за кв. м. Как правило, собственник здания предлагает так называемый базовый интерьер, который арендатор может улучшить, заменив материалы и оборудования на более дорогие и оплатив разницу в стоимости из своего кармана.

На московском рынке шаги девелоперов можно сравнить с госполитикой в области льготного кредитования покупки отечественных автомобилей. Как государство поддерживает отечественный автопром (путем специальных кредитных программ или компенсируя часть затрат на приобретение машин российского производства), так и девелоперы стремятся создать дополнительные конкурентные преимущества своим проектам за счет субсидирования отделки, тем самым развивая свой проект, вселяя в него жизнь.

Однако готовность девелоперов инвестировать в отделку не напоминает временные меры в период экономической нестабильности. Это долгосрочные программы, которые были приняты с учетом новых системообразующих факторов. Сложно сказать, когда именно на рынок вернется активный спрос, но уже сейчас понятно, что клиентская активность вряд ли сможет игнорировать новые особенности рынка, что сделает бизнес-центры с опцией отделки под арендатора наиболее востребованным предложениями уже в краткосрочной перспективе. Тогда как в среднесрочной перспективе такая практика станет нормой для рынка.

Сергей Кудрявцев специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах
Сергей Кудрявцев PRIDEX
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное