Коммерческая недвижимость, 25 мая 2015, 17:48

Офис недели: современный лофт в бывшем КБ Туполева

В московском здании бывшего авиационного института, где в конце 1930-х годов в закрытом отделе НКВД работал авиаконструктор Андрей Туполев, сегодня обустроен современный лофт-офис
Читать в полной версии

Просторную комнату с открытой планировкой в московском бизнес-центре «Яуза-Тауэр» сегодня делят штаб-квартира PR-агентства PRT (аффилиат Edelman в России) и офис рекламной интернет-компании Blondinka.ru. Более полувека назад в этих кабинетах работали авиационные конструкторы под руководством Андрея Туполева.

Современный бизнес-центр «Яуза Тауэр» расположен в реконструированном здании конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), построенного в 1932 году под руководством архитектора Александра Кузнецова. Здание спроектировано в стиле позднего конструктивизма с использованием металлических каркасных конструкций.

В период с 1938 по 1941 год здесь находился закрытый конструкторский отдел ЦКБ-29 (в литературе бюро известно под названием «туполевская шарага»).

Авиаконструктор Андрей Туполев и члены экипажа АНТ-25: Александр Беляков, Валерий Чкалов, Георгий Байдуков (слева направо) накануне перелета Москва — остров Удд. 1936 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Туполев был арестован в 1937 году, его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. В конце 1930-х годов в этом здании на улице Радио (получила название в 1929 года в честь первой радиовещательной станции в СССР) перед войной были спроектированы пикирующие бомбардировщики Ту-2 и Пе-2.

Разработка Пе-2 была начата силами конструкторов и инженеров специального КБ НКВД, СКБ-29 в середине 1938 года (Фото: Марк Редькин /Фотохроника ТАСС)

В 1941 году авиаконструктор был освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости, полностью реабилитирован в 1955 году. До 2000-х годов здание использовалось авиационным КБ А. Н. Туполева, в 2005–2007 годах — перестроено в бизнес-центр.

Судьба здания: из конструкторского бюро — в бизнес-центр (Фото: yauza-tower.ru)

Сегодня дизайн одного из офисов здания переделан под современный лофт. Автором проекта его интерьерных решений стал архитектор Александр Бродский — концептуалист, основоположник «бумажной архитектуры» (архитектурные утопические проекты, не осуществимые из-за своей технической сложности; направление было популярно в 1980-е годы. — Прим. РБК). Работы Бродского находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и лондонской галерее современного искусства Tate Modern.

Лофт площадью 800 кв. м разделен на два офиса конструкцией, обшитой мятыми листами жести и напоминающей смотровую площадку в заводском цеху или тюрьме. Кабинет руководителя стилизован в духе индустриального ретро. Благодаря панорамному остеклению и окнам в перегородках он хорошо освещен. Винтажную стилистику поддерживают и шарообразные плафоны верхнего освещения, развешенные на разном расстоянии от пола.

«Нам очень повезло с офисом, — рассказывает генеральный директор PRT, аффилиата Edelman в России Глеб Сахрай. — Мы обосновались не в новом и пустом open space, а в лофте с по-настоящему богатой и вдохновляющей историей».

«Туполев — один из самых известных и признанных авиаконструкторов в мире, и это место как своим необычным интерьером, так и увлекательной историей вдохновляет нас на большие свершения, — продолжает Глеб Сахрай. — Здесь невозможно не мыслить глобально — постоянно хочется сделать еще больше, еще лучше. Что же касается исторической «режимности» лофта, то могу с уверенностью сказать, что методов НКВД мы к нашим сотрудникам не применяем, что бы ни случилось. Восстанавливаем историческую справедливость и даем максимальную свободу творчества».

Критика интерьера

Основатель архитектурного бюро GaFa Григориос Гавалиди:

— Данный проект, на мой взгляд, весьма противоречивый. С одной стороны — приятное ощущение неба и воздушности от синей стены с лестницей, ведущей на антресоль. С другой — все помещения выглядят по-разному, нет объединяющих их элементов. Понятие входной группы с общепринятой зоной ресепшен — неподчеркнуто и неакцентированно, что весьма нестандартно. Спорным считаю освещение и разную по стилистике мебель, хотя эти решения, видимо, связаны с низким бюджетом на проект.

Партнер архитектурного бюро Frontarchitecture Хорен Морозов:

— Большие окна и нежно-синие тона стен наполняют пространство легкостью и воздухом. Правильный синтез этнического винтажа и современной мебели превращает лофт в уютное и комфортное помещение. Нет никаких раздражителей. Отсутствие супердорогих решений или элементов не только радует глаз, но и кошелек.

 

В Москве отмечается растущая популярность такого формата недвижимости и интерьеров, как лофты. По информации «РБК +», на сегодняшний день нежилых в прошлом зданий, которые в наши дни используются в качестве лофтов для жизни и бизнеса, насчитывается более двадцати. По сравнению с 2014 годом количество лофт-проектов в Москве выросло вдвое. Под современное жилье девелоперы переделывают как старые дореволюционные постройки, так и более молодые производственные помещения — типографии и здания НИИ советского периода. Например, новую-старую квартиру или офис в Москве можно купить в бывших цехах кожевенного завода, основанного в XIX веке, текстильных мануфактурах XX века и даже таксомоторном парке постройки 1970-х годов. Популярность формата лофт среди девелоперов объясняется дефицитом свободных участков под застройку, особенно в центральной части города. Однако именно здесь сосредоточено много старых фабричных и административных зданий, которые пригодны для реновации.

 

Антон Елистратов

Главное