Городская недвижимость, 27 мая 2015, 16:03

Девелоперы избавились от долгов благодаря ажиотажному спросу на квартиры

Как выяснил РБК, рекордные продажи жилья в 2014 году позволили многим девелоперам облегчить кредитные портфели, а с некоторыми долгами даже расплатиться досрочно
Читать в полной версии
Фото: Nikolay Gyngazov / Russian Look

Снижение долговой нагрузки по итогам 2014 года зафиксировали многие крупные девелоперы (в таблице приведены данные по публичным компаниям).

Так, группа ЛСР Андрея Молчанова к концу прошлого года снизила чистый долг (разницу между общим долгом и денежными средствами на сче​тах компании) на 93%, до 2,089 млрд руб., следует из отчетности девелопера. При этом общий долг на 31 декабря 2014-го составлял 27,4 млрд руб., объем денежных средств и их эквивалентов — 25,3 млрд руб. ПИК довела размер чистого долга до 10,2 млрд руб. против 19 млрд руб. на конец 2013-го. 

Группа «Мортон» Александра Ручьева в декабре 2014-го и январе 2015-го досрочно погасила задолженность в 3,5 млрд руб., рассказал представитель компании Игорь Ладычук.

«Всплеск спроса в конце прошлого года позволил сформировать финансовую подушку безопасности, — утверждает первый заместитель гендиректора группы МИЦ Даромир Обуханич. — Досрочно мы погасили долг перед Сбербанком по проектам в Видном и Железнодорожном, держать долг было нерентабельно». Представитель ОПИН отметил, что благодаря 37-процентному росту продаж квартир в жилом комплексе Vesna​ компания сумела досрочно погасить задолженность перед Сбербанком по проектному финансированию этого комплекса.

«Дон-Строй Инвест» вообще перестал строить на заемные средства, рассказала гендиректор компании Алена Дерябина. За пять лет, с 2010-го по 2014-й, девелопер получил выручку в 101 млрд руб. (в том числе 37 млрд руб. — в прошлом году), говорит она: из этой суммы 48,5 млрд руб. пошло на выплату кредитов ВТБ, 16 млрд руб. размещено на депозитах, а еще 21,5 млрд руб. будет инвестировано в стройку в 2015-м. «Мы не только продолжаем обслуживать наши кредиты, но и перестали привлекать какие-либо новые займы», — отметила Дерябина.

Пять лет назад «Дон-Строй» был одним из крупнейших должников на строительном рынке: задолженность компании к середине 2010-го достигала 80 млрд руб. Дерябина отказалась раскрыть размер текущего долга компании.

 

Уроки 2008 года

 

Высокая долговая нагрузка в разгар прошлого кризиса стала причиной краха нескольких крупных девелоперов — они не сумели перекредитоваться и расплачивались активами. Так, Сергей Полонский был вынужден продать все, что осталось в Москве от Mirax Group, Роману Троценко. ВТБ получил контроль над «Системой Галс» (прежнее название «Галс-Девелопмент»), принадлежавшей АФК «Система». Сменил собственников и «Дон-Строй» Максима Блажко и Дмитрия Зеленина: компания досталась тому же ВТБ, писала газета «Коммерсантъ»; сам девелопер эту информацию отрицал, утверждая, что среди его владельцев — «четыре юридических лица, и ВТБ среди них нет».

 

«В условиях, когда ожидается снижение потока наличности, девелоперам выгоднее держать на своих счетах наличные средства, чем привлекать их в кредит под слишком высокие проценты в банках», — объясняет старший аналитик БКС Марат Ибрагимов. По словам аналитика «ВТБ Капитала» Марии Колбиной, сегодня относительно небольшое число застройщиков могут позволить себе кредитное финансирование: даже те компании, которые соответствуют требованиям банков, не могут претендовать на кредит по ставке ниже 15% годовых, отмечает она.

Единственным застройщиком, столкнувшимся с проблемой возврата долгов, стала СУ-155 Михаила Балакина. По состоянию на 3 апреля размер ее кредитной нагрузки, по собственным данным, составил около 25 млрд руб. СУ-155 уже допустила несколько техдефолтов по облигациям: по трем выпускам на 2,3 млрд руб. 3 марта и по одному выпуску на 1 млрд руб. 19 мая.

Глава Минстроя Михаил Мень рассказывал, что СУ-155 может продать свои непрофильные активы, чтобы расплатиться с кредиторами. В группу СУ-155 входит 85 предприятий, три из которых занимаются непрофильной деятельностью — грузоперевозками и энергоснабжением. В интервью РБК глава стройкомплекса Подмосковья Герман Елянюшкин сообщил, что власти региона вместе с руководством компании работают над созданием «дорожной карты» по выводу СУ-155 из тяжелой финансовой ситуации: «Мы заинтересованы в ее оздоровлении. Основная задача — не допустить появления обманутых дольщиков и безработицы среди сотрудников».

 Алексей Пастушин (РБК)

Главное