Отчаянный оптимист: несколько слов в защиту Полонского
Если каждого мечтателя сажать в тюрьму за то, что его проекты когда-то и где-то лопнули, то будущее будет неинтересно прагматично серым. И лопнули — не совсем верно сказано. Все-таки мировой кризис был. Сколько разорилось девелоперов в Америке?
С Полонским я познакомился в 2009 году. В трудные времена. Мы с партнерами по «Совкомбанку» были инвесторами двух объектов «Миракс Групп», строительство которых было заморожено. Мы понимали, что просить деньги у Полонского смысла нет, поэтому сами пришли к нему с деньгами. Организовали ему целевую кредитную линию на достройку проекта на Ленинском [ЖК «Well House на Ленинском проспекте»]. Под репо квартир в этом же доме. Этот выход устроил всех: мы спасли свои инвестиции, дом был достроен, Полонский выполнил обязательства. Мы стали союзниками. Впоследствии таким же образом мы спасли свои активы в башне «Федерация».
Полонский не строил пирамиды, его целью не были аферы. Целью были дома. Причем лучшие. «Кутузовская ривьера» — лучший жилой дом, что я видел, «Федерация» — лучшая башня. Если бы достроили проект в Черногории — он тоже стал бы лучшим.
Конечно, Полонский хам и умеет испортить отношения даже с самыми близкими людьми. У меня у самого довольно серьезные основания не защищать его. Но сейчас речь не о реваншизме. Вам вовсе не обязательно знать характер и манеры владельца концерна «Мерседес», выбирая эти машины. Но хочется, чтобы мерседесы и дальше производились. И если вы хотите отечественный продукт уровня мерседеса — добро пожаловать к ПСЮ [Полонский Сергей Юрьевич].
Итак, за хамство, вроде, у нас не сажают. Есть ли у него деньги? Нет. Он может и миллиардер, но теперь по сумме претензий. Я не верю ни в какие спрятанные активы Полонского. С тем количеством ссор с адвокатами и партнерами, что он прошел, мы бы об этом знали. Камбоджа могла стать новым «космодромом». Этот остров с идеями Полонского и без них — совсем не одно и то же. Он мог там сделать новый миллиард, а теперь... скоро забудем это трудновыговариваемое название.
Если ты уверен, что завтра будет лучше, а оно хуже, и так несколько лет подряд, то неминуемо разоряешься. Полонский не аффилирован с государством никак, поддержки получить было неоткуда. Да и с таким характером, мягко говоря, шансов нет. Да, он в итоге разорился. Тот же Трамп тоже разорялся трижды. И многие его знаменитые проекты не были бы воплощены, если бы после первого банкротства его посадили.
Если мы верим в то, что завтра будет лучше, а не хуже, чем сегодня, то Полонский нам нужен. Нужен России, если хотите, как бы высокопарно это не звучало. Причем сегодня. Самыми первыми на фоне кризиса решаются на новые проекты и инвестиции именно отчаянные оптимисты.
Василий Клюкин — российский бизнесмен, архитектор, дизайнер; до 2010 года — соучредитель и акционер ИКБ «Совкомбанк»; основатель группы Stars-Bridge; первый потенциальный российский космический турист. С 2009 года занимался девелоперской деятельностью (достраивал ЖК «Well House на Ленинском проспекте» и некоторые участки башни «Федерация» в ММДЦ «Москва-Сити»), где создал и реализовал концепцию частных микроофисов.