Экспат в коммуналке: как британцы переехали в пятикомнатную «сталинку»
Московские квартиры довоенной эпохи — настоящий магнит для европейцев и американцев, которые живут в столице. Если для россиян такие квартиры ассоциируются с теснотой и прогнившими коммуникациями, то для иностранцев это в первую очередь атрибут истории. Прикоснуться к советской эпохе 1930-х годов захотел бизнесмен из Великобритании с супругой. Предприниматель нашел наиболее аутентичный объект: пятикомнатную коммуналку с видом на набережную и сталинские высотки. Проблема была в том, что пол под квартирой практически развалился, а трубы остались с прошлого века. Чтобы привести квартиру к современным стандартам, коммерсант обратился в московское архитектурное бюро «Золотые головы».
Прежде чем приступать к ремонту, дизайнеры усилили перекрытия: проект заказали в одном из московских НИИ. Затем последовал потолок: вернуть ушедшее ощущение тридцатых годов помогли оригинальные деревянные балки, которые долго скрывались за декоративными элементами. Автор проекта Анастасия Каспарян убрала все лишнее и вернула потолку первозданный рифленый вид — так старое дерево стало составной частью современного интерьера.
Вместо череды типовых комнат, которые выходили в общий коридор, дизайнеры сделали огромную гостиную с тремя панорамными окнами — привилегия, которой не было ни у простых советских граждан, ни у партийной элиты. Центральную зону новой комнаты отвели под гостиную, боковые — под кабинет и столовую соответственно. Со стороны кабинета появился искусственный камин, со стороны столовой — небольшой обеденный стол. На равном удалении от всех помещений Каспарян поместила белую тумбу-шкаф с встроенным телевизором.
На окнах гостиной нет занавесок: без них в комнату проникает больше цвета, а идея открытого пространства не теряется за шторами или жалюзи. От лоджии также избавились — вместо нее в бывшей коммуналке появился эркер, обнесенный декоративными перилами снаружи. Чтобы разместить современную вентиляцию, в холле пришлось опустить потолок: систему кондиционирования спрятали внутри закрытых «антресолей».
Анастасия Каспарян, Архитектурное бюро «Золотые головы»
— Основной идеей проекта было раскрытие вида на набережную одновременно из всех окон фасадной стороны дома. С этой целью мы организовали открытое пространство объединенной гостиной, кухни и столовой, а также присоединили лоджию, установив там деревянное остекление «в пол».
Уникальными элементами декора послужили картины Гульнары Чокубаевой. Ее работы ярко сочетаются с аутентичностью и утонченностью интерьера, особенно с люстрой John Richard в кабинетной и кухонной зонах.
Дополнительную электроэнергию удалось получить за счет отключения квартиры от газоснабжения. Жилище просто отсоединили от газовой трубы — по словам Каспарян, на соседях это не сказалось, зато позволило собственнику получить «добавку» в 15 киловатт. Вместо газа в квартире обосновалась электроплита.
Спальни бывшей коммуналки «Золотые головы» поделили на мужскую и женскую — в полном соответствии с запросом заказчика. Мужская версия получилась темной, вытянутой и брутальной. Женская оказалась светлой и более квадратной, за счет дополнительного окна в комнату проникает больше естественного освещения.
Ремонт в квартире закончили в январе 2015 года. Объект расположен в центре Москвы на шестом этаже восьмиэтажного дома 1938 года постройки.
Критика
Юлия Чеботарь, арт-директор интернет-магазина дизайнерской мебели The Furnish:
— Очень выдержанный и гармоничный интерьер. Дизайнеру удалось уловить красоту старой Москвы, сделав окна главными элементами интерьера. Они не скрыты портьерами, а обрамлены лепниной — это размывает границы и дает дополнительный воздух и свет. Мы видим потолки в дереве, каменные полы, смешение барочных мотивов в ванной с мебелью в стиле ар-деко — характерные черты сталинского ампира. Квартира кажется легкой и прозрачной. Очевидное деление помещения на две части легко просматривается. Это темная мужская и светлая женская — так было принято в классических русских усадьбах. В итоге получился интересный интерьер, сочетающий современность и традиции.
Екатерина Тулупова, руководитель студии дизайна интерьеров «Арх.Предмет»:
— Архитектурное решение пространства этой квартиры впечатляет. Классическая симметрия в общей зоне гостиной и пластический акцент на потолке и центральном эркере гармонично подчиняют себе все пространство. Даже плохо сочетаемые между собой по стилистике мебельные группы не портят общего впечатления.
Центром телевизионной зоны стала невнятная белая стойка в самом красивом месте гостиной — на входе. Учитывая концепцию квартиры «без штор», смотреть телевизор, расположенный напротив света, будет крайне затруднительно из-за бликов. И мне не хватило текстиля — к примеру, ковров на полу. Профессионально сыграть светом в таком интерьере — красивая необходимость, нужная для того, чтобы подчеркнуть авторский рельеф потолка и стен.
Коньячная спальня хозяина задает высокую стилистическую планку — она плотная и цельная. На фоне такого богатого отделочного решения вторая спальня просто разваливается на куски. Вместо ощущения легкости от светлой гаммы у зрителя остается холодное послевкусие конфликта множества стилей мебели и отделки. За что такое наказание для одной монофункциональной комнаты? И все же у этого интерьера есть свой характер.
Антон Погорельский